Идея фильма назад в будущее

У всех нас есть любимый, тупой, веселый и великий фильм, самый громкий и грубый, меньше всего заинтересованный в любой тематической глубине, но зато дарящий нам минуты неподдельного счастья. Эти фильмы разбивают вдребезги все критические возражения и просто оставляют вас удивленно озирающимся вокруг, с блуждающей улыбкой на устах.

Юбилейный перевод из vox.com

Для меня, таким фильмом был и всегда будет “Назад в будущее”. Фильм, который я считаю просто идеальным. Расскажите мне о его несовершенствах. Укажите мне на сюжетные дыры. Прочитайте мне лекцию о том, что путешествия во времени происходят, не так, как там показано. Мне все равно. Эта странная смесь: немного научной фантастики и инцест-комедии — по-моему устанавливает стандарт, которому должны соответствовать все другие попкорн-фильмы. Стандарт, который заставляет все эти фильмы чувствовать, что им чего-то не хватает.

В год 30-летия премьеры первой части “Назад в будущее” — фильм дебютировал 3 июля 1985 — вот вам пять причин, почему “Назад в будущее” является совершенным блокбастером.

1. Фильм может похвастаться лучшим сценарием блокбастера из всех, когда-либо написанных.

От начала до конца, сценарий Боба Гейла и Роберта Земекиса, номинированный на “Оскар”, — это настоящее чудо! Его структура — искусно составленная смесь, замешанная в первой половине фильма, так густо, насколько возможно… И выплеск всей накопленной энергии в второй половине, без пауз, не давая зрителю перевести дыхание. При этом сценаристам удается выстроить события и втиснуть их в строгой музыкальной последовательности.

Марти МакФлай (невероятно свежий Майкл Джей Фокс) отправляется назад во времени, чтобы увидеть своих родителей, когда они были тинами. А затем он должен найти способ, чтобы поехать вперед, то есть вернуться назад. Гейл и Земекис построили историю таким образом, что все, что происходит ранее, это подготовка к расплате, о которой ты не подозреваешь.

Почему, к примеру, какая-то женщина, клеит листовку об установке башни с часами Hill Valley на Марти? Ну, потому что он, в конечном счете, должен точно знать, когда молния ударит. Фильм даже показывает, как именно он собирается использовать этот набор ситуаций и развязок в самой первой сцене, когда длинная панорама комнаты изобретателя машины времени Дока Брауна, полная тиканья часов и дурацких изобретений заканчивается кадром с ящиком плутония, о котором диктор говорил всего за несколько минут до этого. Эти очаровательные моменты спрятаны так элегантно, что вы даже не заметите некоторые из них, пока не посмотрите фильм в четвертый или пятый раз подряд.

“Назад в будущее” не стесняется в развитии персонажа или даже общей картины мира. Hill Valley существует, как настоящий город, с реальной историей, где приключения Марти может изменить название торгового молла или нарушить тщательно установленный статус-кво. Образы Марти и его родителей в начале фильма, выглядят, как карикатуры, но сюжет движется, образы обретают глубину, и мы понимаем, как далеко ушли нелепые родители Марти от тех переполненных надеждами на будущее подростков, которыми они когда-то были.

2. Всё в этом фильме — тикающие часы. Всё.

Одна из величайших вещей в конструкции “Назад в будущее” — то, как фильм полностью сосредоточен на идее нехватки времени. Буквально всё вокруг — это тикающие часы, которые ведут отсчет до момента, когда Марти застрянет навсегда в 1955 году, или даже до момента, когда Марти буквально перестанет существовать, потому что он помешал своим будущим родителям влюбиться друг в друга.

Например, есть одна сцена — когда Марти ненадолго заперт в багажнике автомобиля бандой Биффа, здесь Гейл и Земекис втиснули семь (а возможно и более!) отсчетов один в другой, словно в матрешке. Они начинаются с побега Марти из багажника, а затем, разрешаются по одному, пока мы не придем к главному вопросу: успеет ли Марти вовремя в торговый центр, чтобы спасти Дока Брауна (маниакально-блестящий Кристофер Ллойд) от ливийских террористов.

Конечно, с какой стороны ни посмотри, тиканье часов – довольно дешевый прием, чтобы создать атмосферу саспенса. Но «Назад в будущее» заставляет его работать, еще и потому, что фильм преподносит его с невероятным апломбом. И потому, что сама идея обратного отсчета является настолько неотъемлемой частью каждого фильма про путешествия во времени, что это дает дополнительные возможности для маневра.

Но даже если вы игнорите такие допущения, отсчет времени в Back to the Future работает потому, что на каком-то уровне, это фильм о юности. О том, что подростками, мы все убегаем наперегонки от надвигающегося, скучного взросления. И нам никогда не хватает времени, потому что зрелость догоняет рано или поздно каждого из нас.

3. Режиссеру Роберту Земекису было, что доказать.

Как написал в своей новой книге “Нам не нужны дороги: Создание Назад в будущее” сам Земекис, который спродюсировал потом многочисленные любимые хиты на большом экране, в том числе “Форрест Гамп” и Cast Away, тогда он был молод и голоден. И не хотел опираться на своего наставника Стивена Спилберга, чтобы он “сделал” его фильм. Тот, кто потратит время на просмотр начальных титров фильма, увидит, что Земекис не перуспел в своем начинании. Именно Спилберг прописан первым в титрах, в качестве продюсера, а его производственная компания, Amblin, была подтянута к проекту, чтобы помочь провести фильм через джунгли студийной системы.

Но Земекис слишком сильно хотел отбросить все фильтры и проявить себя в каждом элементе своей режиссуры. Даже обычную прозаическую сцену, такую как школьные танцы, он снимает словно автопогоню. И когда тиканье часов ближе к финалу превращается в бой колоколов, его режиссура становится такой интенсивной, что еще немного и дыхание перехватит. Даже сцена последнего разговора Марти с родителями вызывает волнение вплоть до сжимания подлокотников кресла, хотя обычно до такого не доходит.

Читайте также  Изготовление номера кузова автомобиля

Читайте также:  Размер короба для сабвуфера 10 дюймов

На протяжении всего фильма, Земекис демонстрирует замечательный уровень знаний и умений по превращению фильма в своего рода живой пинбол. Он неуклонно наращивает темп и интенсивность действий, чтобы подготовить вас к тотальному натиску последнего получаса.

4. Back to the Future — это теперь пьеса в двух действиях

Просмотр фильма не просто позволяет нам заглянуть в 1955 год. Фильм дает представление о том, что люди в 1985 думали про 1955, но и про 1985 тоже. Фильм прямо позиционируется как часть эпохи Рональда Рейгана, как можно было ее себе представить. И отражает увлечение той эпохи якобы идиллической жизнью 1950-х годов, при том, что символы этой идиллии “подрезаются” на каждом шагу.

Просмотр Back to the Future тридцать лет спустя — это просмотр фильма, который на полном серьезе пытается представить свое настоящее (в 1985 году), как место способное вызвать ностальгию. И действительно, в первом сиквеле (действие которого частично происходит именно в 2015 году!) сознательно создается картинка мира, в котором 80-е воспринимаются с той же приглушенной страстью, что и 50-е в первой части фильма.

Главная идея проста: вы не можете заставить время остановиться, не можете удержать подростков от взросления. Все что вы можете сделать — это жить в свое время, как в самое лучшее из времен (и, ладно, можете предупредить сумасшедшего ученого с которым общаетесь, что он собирается умереть в специфическую ночь, в будущем, лет через 30).

5. Фильм содержит прекрасные примеры примирения

Подростковый возраст предполагает понимание того, что ваши родители когда-то были такими же, как и вы. И что вы когда-нибудь будете похожим на них. Они, в конце концов, люди, человеческие особи, такие же как и вы сами.

В конце концов, «Назад в будущее» и об этом: надо понять, что и у ваших родителей были когда-то планы и мечты, котрые им пришлось похоронить с вашим появлением на свет. Марти случайно дает своим родителям второй шанс — прожить жизнь, котрая не буде прервана появлением его самого, братьев и сестер. Жизнь в которой они действительно достигли того, о чем мечтали.

Никто не берется утверждать, что Back to the Future — фильм невероятной глубины. Но и в оригинальном фильме, и в двух сиквелах идея о примирении поколений возвращается снова и снова. Дети примирятся со своими родителями, когда сами станут родителями.

«Назад в будущее» никто никогда не переделывал. Насколько я знаю, нет никаких планов по созданию сиквелов. И это, вероятно, к лучшему. Современная версия наверняка подпала бы под соблазн отправить Марти и Дока путешествовать по разным историческим эпохам, как Билл и Тед. И это наверняка скрыло бы от нас почему оригинал был так хорош.

Back to the Future работает потому, что его амбиции, на самом деле, не так велики. Под всеми шутками и моментами, где мать ни не подозревая флиртует с сыном, происходят путешествия во времени, а действие упаковано в последовательность обратных отсчетов, под всем этим остается одна тема. Такая универсальная, что мы возвращаемся к ней снова и снова, как к рассказу, после рассказа, после рассказа: сможем ли мы когда-нибудь понять своих родителей? И даже труднее: смогут ли наши родители понять нас?

1. В первоначальном сценарии, Док Браун из 50-х не знал, где взять энергию в 1.21 ГВт, и решил, что источник такой мощности может быть только при ядерном взрыве. Герои решают отправиться на атомную станцию. Снять такой эпизод было слишком дорого, и от него решили отказаться. Был придуман сюжетный ход с молнией и часами.

2. Док и Марти произносят «гигаватт», как «джиговатт». Дело в том, что Роберт Земекис посетил семинар по физике и неправильно расслышал данное слово.

3. Демонстрируя Марти машину времени, Док называет разные исторические даты, в любую из которых он мог бы отправиться, в том числе и 25 декабря нулевого года — Рождество Христово. Но в используемой во всём мире системе отсчёта времени нет нулевого года: до первого года нашей эры был первый год до нашей эры. Однако, для устройства набора даты нулевой год действительно есть.

4. В будущем в кино идет фильм «Челюсти-19», режиссер – Макс Спилберг. У Спилберга действительно есть сын по имени Макс.

кадр: Universal Pictures/universalstudios.com

5. Первый раз машина времени появляется из фургона, из которого валит пар. Оказывается, по первоначальному замыслу, машиной времени должен был стать именно этот фургон, а не машина, но в процессе съёмок режиссёр передумал. Сцену с фургоном оставили, чтобы не выбрасывать на ветер деньги, потраченные на уже отснятые дубли.

6. Видеокамера Дока — JVC GR-C1 — одна из первых в формате VHS-С. Возникает сомнение — могла ли она быть совместима с телевизором в 1955 году.

7. Известная советская комедия «Иван Васильевич меняет профессию» американскому зрителю известна под названием «Иван Васильевич: Назад в будущее».

8. Леа Томпсон (сыгравшая Лоррэйн) и Кристофер Ллойд (исполнивший роль Дока) снимались вместе в шести фильмах: трилогии «Назад в будущее», картинах «Деннис-мучитель», «Право не отвечать на вопросы» и телефильме «Haunted Lighthouse». Тем не менее, за всё это время у них была всего одна разговорная сцена:

Читайте также  Кипит кровь чеченская бурлит как терек

Читайте также:  Лексус рх 330 размер шин

Марти: Это Док… мой… дядя! Док… Браун.

9. В сцене, в которой Марти посещает Джорджа в школе, на заднем плане висит плакат «Рона Вудворда — в президенты класса!». Рональд Вудворд — главный рабочий-постановщик фильма.

10. В лаборатории Дока висят портреты четырёх знаменитых учёных: Исаака Ньютона, одного из первых физиков современности, Бенджамина Франклина, открывшего электричество посредством удара молнии, Томаса Эдисона, изобретателя современных электростанций, и Альберта Эйнштейна, открывшего теорию относительности. Современная физика, удар молнии, добыча электроэнергии и путешествия во времени — ключ к сюжету фильма.

кадр: Universal Pictures/universalstudios.com

11. Марка «Келвин Кляйн» была достаточно малоизвестной в Европе в 1985 году. Поэтому, в итальянском дубляже, Марти в 1955 году называют «Леви Штраусс». Во французском дубляже его зовут «Пьер Карден».

12. Мэра «Голди» Уилсона прозвали так из-за его золотого зуба.

13. Сид Шайнберг, начальник студии «Юниверсал», потребовал от Роберта Земекиса и автора Боба Гейла изменить сценарий. Во-первых, мать Марти должна была получить имя Лоррэйн в честь жены Шайнберга. Доку Брауну в качестве спутника полагалась собака, вместо шимпанзе по сценарию. И наконец: Шайнберг потребовал поменять название на «Космический пришелец с Плутона». Шайнберг послал соответствующий меморандум. В первых двух случаях авторы фильма уступили, но название менять категорически не хотели. На помощь им пришёл Стивен Спилберг: он послал в ответ записку «Спасибо, Сид, за удачную шутку — мы очень смеялись». Чтобы сохранить лицо, Шайнберг не стал настаивать на изменении названия фильма.

14. Компания California Raisin, производитель изюма, заплатила $50 000 за то, чтобы их продукт появился в фильме. Но для изюма не было места в сценарии, кроме того, по словам Боба Гейла, «на киноплёнке изюм выглядит как кучка навоза». Поэтому, логотип компании нарисовали на скамейке, на которой в конце фильма спит бомж Ред. Фирма запротестовала, и ей вернули гонорар.

15. Док Браун всегда носит несколько наручных часов.

кадр: Universal Pictures/universalstudios.com

16. Когда фильм «Назад в будущее» вышел в Австралии, Майклу Дж. Фоксу пришлось сняться в специальном ролике для австралийского телевидения и предупредить общественность об опасности цепляния за автомобили на скейтборде.

17. 26 октября 1985 года в 1:20 ночи на стоянке торгового центра «Пуэнте Хиллз Молл», где был отснят торговый центр «Две сосны», собралась масса фанатов, чтобы посмотреть, не случится ли там чего. Фильм вышел в США в июне 1985 года, поэтому показанные в фильме события 1985 года ещё только предстояли.

18. В начале фильма Марти подъезжает встретить Дока к торговому центру «Две сосны». Так как он раздавил одну из сосен Пибоди в 1955 году, в конце фильма торговый центр называется уже «Одинокая сосна».

19. Фильм настолько понравился Рональду Рейгану, что он включил ссылку на фильм Земекиса в своё обращение к нации в 1986 году: «И как было сказано в „Назад в будущее“: Там, куда мы отправляемся, дороги не нужны!». Его также приглашали на роль мэра, который открывает празднество в Хилл Вэлли, но он не смог участвовать в съемках. Рейгану очень нравилась трилогия «Назад в будущее», а когда он впервые увидел сцену из первой серии – «Кто у вас президент в 1985?» — «Рональд Рейган!» — «Актер?!» — он так смеялся, что попросил киномеханика перемотать пленку, чтобы посмотреть эту сцену еще раз.

20. В сцене испытания машины времени, от неё отваливается номерной знак, на котором написано «OUT A TIME» (вне времени). До конца первой части, Делориан ездит без номера, и только после возвращения из 2015 года, на нём появляется штрих-кодовый номер.

кадр: Universal Pictures/universalstudios.com

Полагаю, что сюжет фильма Роберта Земекиса «Назад в будущее» знаком большинству любителей кино. История о том, как Марти МакФлай отправился на тридцать лет в прошлое, известна киноманам всего мира и уже давно считается классикой развлекательной фантастики. В 2010 году картине Земекиса исполнилось 25 лет.

По этому поводу все звезды и участники первого фильма (впоследствии режиссер собственноручно расширил приключения Марти и Дока Брауна до трилогии) собрались и шумно отметили сие знаменательное событие. А киностудия Universal подсуетилась и выпустила на рынок первый официальный Blu-ray диск с фильмом и дополнительными материалами. В том числе с кадрами, где роль Марти играл перспективный молодой актер Эрик Штольц («Муха 2», «Криминальное чтиво»), позднее выпавший из проекта.

Дабы напомнить читателям о существовании столь замечательной картины, после просмотра того самого Blu-ray диска я решил поделиться некоторыми деталями создания «Назад в будущее».

Согласно официальным данным «Назад в будущее» считается самым кассовым фильмом США 1985 года, заработав в родном прокате более 210 миллионов долларов, что по тем временам было просто огромной кучей денег. Еще 170 миллионов баксов лента принесла своим создателям на других территориях. Неплохо для картины, в которой было использовано всего 32 спецэффекта.

Забавно, что сценарий столь успешного проекта довольно долго мыкался по киностудиям. Многие аргументировали свой отказ тем, что фильмы о путешествиях во времени попросту не окупаются. Кому-то не нравилась запутанность событий. И абсолютное большинство студийных менеджеров отправляли Боба Земекиса к Диснею, намекая на то, что «старина Уолт» точно клюнет на жанр семейной фантастики. После 40 с лишним отказов Земекис отчаялся и, отбросив сомнения, направился на студию Диснея.

В те времена Дисней был, что называется, оплотом морали и традиций старого Голливуда. Когда настало время решающих переговоров, Земекиса вызвали на ковер и попросили объяснить, на кой черт он притащил им сценарий со сценой инцеста. Разумеется, речь шла о том моменте, когда Марти якобы пристает к своей матери на парковке, чтобы инсценировать драку со своим будущим отцом Джорджем. Получив пинок под зад, режиссер засунул проект в стол и приступил к съемкам «Романа с камнем».

Читайте также  Клипы про фуры с музыкой

Читайте также:  Как отрегулировать датчик движения в подъезде

Когда «Роман с камнем» стал кинохитом проката, все внезапно захотели подружиться с его автором. Однако «злопамятный» Земекис, памятуя о скепсисе вокруг своей персоны, не стал дожидаться предложений извне. Захватив второй вариант сценария «Назад в будущее», он направился к единственному человеку, которому идея создания этого фильма тоже была по душе — Стивену Спилбергу. В результате «Назад в будущее» стал первой сторонней работой, созданной на новой студии самого Спилберга, Amblin Entertainment.

Тогдашний глава компании Universal, Сид Шайнберг, которому текст приглянулся, всё-таки предложил внести пару корректив. Во-первых, он попросил авторов сменить «Профессора Брауна» на «Дока Брауна», мотивируя тем, что профессор для целевой аудитории картины — молодежи — ассоциируется с чем-то скучным и пыльным. Во-вторых, он предложил вычеркнуть из текста любимчика Дока шимпанзе, заменив обезьяну на пса. «Друзья, ни один фильм с участием шимпанзе не смог заработать в прокате достаточное количество денег, чтобы окупить затраты». Когда сценаристы Земекис и Боб Гейл попытались возразить, упомянув ленты «Как ни крути — проиграешь» и «Как только сможешь» с участием Клинта Иствуда, Шайнберг ответил, что там был орангутанг, и вопрос был закрыт. Кстати, мать Марти, Лоррейн, назвали в честь жены Сида Шайнберга, актрисы Лоррэйн Гэри, снимавшейся у Спилберга в «Челюстях».

Кастинг исполнителей на главные роли стал для создателей настоящей занозой в мягком месте. Майкл Дж. Фокс изначально планировался авторами на роль Марти, но его контракт с телеканалом Fox и съемки в сериале «Семейные узы» были серьезным препятствием. В результате картину начали снимать с Эриком Штольцом. Спустя четыре недели съемок всем, в том числе и самому Эрику, стало ясно: для этой роли он совершенно не подходит. И переговоры с Fox вступили во вторую стадию. Кончилось тем, что Майклу таки позволили участвовать в проекте, но условия были жесткими и актеру приходилось работать на площадке «Назад в будущее» только поздним вечером и ночью. Разумеется, уже отснятый с Штольцом материал пришлось переделывать, что обошлось студии в лишние 3 млн долл.

Несмотря на то что большую часть фильма персонажи выясняют свои родственные отношения, путешествия во времени — главная фишка и изюминка «Назад в будущее». Это еще не научная фантастика, но уже и не просто семейная комедия. Авторам приходилось вникать в такие подробности, от которых голова шла кругом. Например, поначалу планировалось добыть тот самый «гигаватт» энергии не посредством молнии, а за счет воспроизведения ядерного взрыва, а сама машина времени должна была выглядеть как холодильник. Поразмыслив, что сия затея может вызвать у самых маленьких зрителей ненужные ассоциации с обычным холодильником, идею завернули. Позднее Спилберг частично использовал эту фишку в четвертом «Индиане Джонсе».

В первом варианте сценария Док Браун перевозил «камеру перемещения во времени» в фургоне своего грузовика. Однако Земекис отчаянно сопротивлялся этому махровому штампу. И пришел к выводу, что машина должна быть машиной. Так в кадр попал стильный, футуристический автомобиль DeLorean, о двери которого Фокс постоянно бился головой. Невольная импровизация даже вошла в окончательный монтаж картины.

Временные парадоксы «Назад в будущее» до сих пор активно обсуждаются на фанатских форумах и сайтах. Понятное дело, что авторам не удалось обойтись без ляпов и промашек в той области, где они никогда не слыли экспертами. Боб Гейл сам признавался, что большую часть своих знаний о пространственно-временном континууме он вынес из старых научно-фантастических фильмов и сериала «Сумеречная зона». Однако рядовой зритель, не умудренный в данных вопросах, на многие смысловые и фактические оплошности внимания не обращал.

Благодаря ленте в Штатах пошла вторая волна бума на скейтборды. Вопреки общему заблуждению, Майкл Дж. Фокс не научился кататься на доске на съемках, а довольно неплохо управлялся с девайсом и до этого. Тем не менее в самых напряженных сценах продюсеры всё-таки снимали дублеров. Заголовок фильма довольно часто используется в заголовках газет и журналов. Что и говорить, сам Рональд Рейган, будучи в статусе президента страны, как-то закончил свою очередную речь финальной фразой фильма Земекиса: «Дороги? Кому нужны дороги?» (по версии переводчика Гаврилова).

Композитор Алан Сильвестри, дабы записать саундтрэк к ленте, собрал самый массовый оркестр того времени (85 человек). Основные песни, звучащие в кадре — это треки американской группы Huey Lewis and the News, а их песня «The Power of Love» даже была номинирована на Оскар. А сам Хьюи Льюис сыграл ботаника из школьного совета, отказавшего группе Марти в участии на конкурсе.

Слухи о том, что «Назад в будущее», рано или поздно, реанимируют в Голливуде, ходят давно. Слава Богу, что ни Гейл, ни Земекис на эти провокации не поддаются, разумно полагая, что всё, что они могли сделать в данном направлении — они уже сделали. Учитывая тот факт, что болезнь Майкла Дж. Фокса не позволит ему участвовать в новом фильме, мало кто захочет снимать продолжение приключений Марти МакФлая без него. По крайней мере, не сейчас, когда поколение, выросшее на этом фильме, заправляет в Голливуде.

Источник: autobryansk.info

СТО Тех-ервис