История колеса для детей

Колесо — одно из важнейших открытий человечества в области механики. История колеса, по определению ученых-историков, начиналась еще в бронзовом веке (4-1 тысячелетие до нашей эры).

Современная гипотеза создания колеса

Слово «колесо» происходит от праславянского «коло» и праиндоевропейского «кел-со» и обозначает «вращение». От этого же корня происходит название «колесница».

По последним данным исследователей, история изобретения колеса берет свое начало из Европы. Самые ранние глиняные колеса были найдены при раскопках трипольской культуры на территории современных стран (Румынии и Украины), которые датированы 5 тыс. до н. э. Более «поздние» находки сделаны в районах Германии, Польши и на Северном Кавказе. Древние захоронения людей вместе с колесницами были обнаружены недавно на границе между Арменией и Грузией в верховье реки Куры (4-3 тыс. до н. э.).

Одним из праобразов колес считаются древние каменные жернова для размалывания зерен в муку. Первые колеса делались из глины, камня и только потом из дерева.

Появление колес в Месопотамии

По другой гипотезе история появления колеса берет свое начало в Месопотамии (современный Ирак) и Египте, где предшественниками колес считаются катки, которые использовались при строительстве (4 тыс. до н. э.).

Праобразом колес служил известный способ передвижения при строительстве египетских пирамид огромных каменных блоков с помощью катящихся бревен (катков), который был не очень удобен, но показал людям возможность использования круглых предметов для переноски грузов. Аналогично научились передвигать грузы и шумеры, которые также использовали бревна для передвижения тяжестей.

Первые повозки

История создания колеса напрямую связана с появлением земледелия, ведь плодородную землю в долинах рек Азии, Египта и Китая нужно было обрабатывать. К этому времени относится также появление и таких изобретений, как плуг и парус.

Сначала люди стали делать двухколесные повозки, когда 2 деревянных колеса насаживали на оси. Самые первые колеса делались из сплошных бревен. Древние люди отрезали от бревна круг или скрепляли из досок, обрезав по кругу.

Передвигались повозки при помощи запряженных животных (осликов или быков), но поворачивать такую повозку можно было только вручную. Позднее появились и четырехколесные (около 3500 до н. э.). Конечно, такие конструкции не были изобретены в один год, усовершенствование продолжалось столетиями.

Наскальные рисунки, найденные археологами, изображают повозки с очень примитивной конструкцией: четыре колеса, закрепленные на осях, а сверху расположена платформа для размещения груза. Такие древние устройства были обнаружены в Месопотамии, очаге цивилизации, в котором впервые началось развитие обработки металла.

Распространение колесных конструкций происходило и в Европу и на север Азии, не зря слово «телега» имеет монгольское происхождение. Изображения телег найдены в Южной Сибири (середина 2 тыс. до н. э.). Кочевники даже стали делать дома на колесах — большие повозки с крышей. Постепенно такие сооружения докатились и до Китая.

Следующим усовершенствованием, связанным с колесом, стала конструкция, при которой передние колеса могли свободно поворачивать при помощи поворотной передней оси. Теперь люди, сидя в повозке, могли ее поворачивать, управляя животными.

Одновременно назрела необходимость в строительстве дорог, чтобы транспортные средства могли передвигаться вначале между полем и поселением, а затем и между населенными пунктами стали перевозить продукты и грузы.

Появление колесниц

История возникновения колеса свидетельствует о том, что вместе с повозками для перевозки грузов, люди начали делать и средства передвижения для людей. Так появились и первые колесницы, в которых запрягали ослов, буйволов и мулов, т. к. лошади в те времена еще не использовались. Первых лошадей и нужные им породы древние люди научились выводить только во 2 тыс. до н. э. На колесницах передвигались только зажиточные люди и военные.

Чаще всего колесницы использовали во время военных действий. Боевые колесницы были распространены в странах Месопотамии, Египте и других. Об их важном значении в те времена говорит тот факт, что богатых и почитаемых сограждан (чаще всего царей) хоронили вместе с их колесницами.

Устройство этих средств передвижения развивалось постепенно. Вначале это были массивные платформы, на которых стояли воины, метающие во врагов дротики, или лучники. Древнеегипетские колесницы уже более легкие и маневренные.

Появление и развитие таких устройств способствовало революционным изменениям в военном деле. Использование такого боевого и быстрого транспорта часто являлось решающим и давало возможность одержать победу над врагами.

Читайте также  Slash Mobs - Взлом на Алмазы

Читайте также:  Классификация дт по видам

Еще одним скачком в революции колеса стало изобретение и использование спиц, вначале деревянных, затем и металлических. Применение спиц позволило сильно облегчить вес самих колес и всей колесницы. Следующим шагом было изобретение обода для колес.

Дальнейшая история развития колеса связана с Европой и кельтами. В период 1500—1000 гг. до н. э. они начали использовать металл для обода, и затем колеса стали полностью металлическими, как и колесницы. А вот грузовые телеги так и остались деревянными.

Гипотеза об изобретении гончарного круга

По третьей гипотезе история колеса связана с изобретением гончарного круга. До сих пор остается непонятным, что из них было придумано первым — гончарный каменный круг, имеющий форму колеса, положенного горизонтально, или колесо в повозке для передвижения.

Изобретение гончарного круга по времени также относится к бронзовому веку. Параллельно колесо начали использовать для изготовления посуды из глины и в Древнем Египте, через несколько сотен лет египтяне даже стали делать посуду на быстро вращающихся кругах, что повлияло на разнообразие формообразования древней посуды и ее качество.

Было ли колесо в Америке

До сих пор остается невыясненным вопрос о существовании колеса у американских индейцев. Испанские конкистадоры, приплыв в Америку, не обнаружили никакого колесного транспорта, однако раскопки свидетельствуют, что у детей инков, ацтеков и майя были игрушки с колесиками. Видимо, военное нашествие испанцев затормозило этот процесс, и история колеса в Америке не нашла своего логического продолжения.

Аналогичные находки — миниатюрные изображения игрушечных колесных повозок были обнаружены археологами и в странах Европы.

Использование колеса в других устройствах

Постепенно колесо стали применять и в других устройствах. Со временем оно нашло свое применение для водяных устройств, по записям ученого Витрувия уже в 1 в. до н. э. водяные колеса распространились и в Древнем Риме. Использовались два вида таких колес: подливное (для медленно текущих рек) и наливное (на быстрых горных речках).

При строительстве люди также стали пользоваться грузоподъемным блоком, основу которого также составляет колесо. Позднее колесо нашло еще одно применение — для прядения шерсти была создана прялка. По историческим данным, она была изобретена около 1 тыс. до н. э. в Индии и близлежащих районах Азии.

Совершенствование устройства колеса

Несколько тысячелетий история колеса почти не продвигалась в своем развитии. И только в середине XVIII века, наконец, появилось новое усовершенствование — были изобретены шины. Первые шины на колеса делались из плотной ткани (парусины) и только затем их стали изготавливать из резины.

Одним из толчков к дальнейшему совершенствованию стало изобретение в 1817 году немецким профессором К. фон Дрезом первого велосипеда, более похожего на деревянный двухколесный самокат (его назвали «дрезиной»).

Появление и совершенствование колеса — самое эпическое изобретение, которое подтолкнуло человечество к началу транспортной революции, в которую в XIX веке включился железнодорожный транспорт (устройство которого также основано на использовании колес) и речной — с открытием паровой машины запущены первые колесные речные пароходы.

Следующим шагом в истории стало создание автомобилей, и уже тут устройство колеса претерпело массу усовершенствований, которые продолжаются и до наших дней.

Какая гипотеза верна

Официальная и признанная сейчас версия происхождения колеса считает его родиной Месопотамию или Двуречье, что аргументируется учеными появлением у них к тому времени инструментов, без которых нельзя было обойтись при изготовлении колес.

Такая же гипотеза излагается в школах и других учебных заведениях, снято множество фильмов и мультфильмов, в которых рассказывается история колеса для детей, о его развитии, совершенствовании и появлении новых видов транспорта.

Уместно будет упомянуть и философский смысл колеса «Движение… жизнь… бесконечность», который и подтверждает суть его открытия.

Отличная книга из серии «Сто тысяч почему» попалась мне сегодня:

«История колеса» Елены Ожич

Книга для детей про историю изобретения колеса
Издательство “Качели”

Удивительное все-таки явление – изобретения. Такая простая и понятная для нас вещь, как пневматические шины…

“В 1846 году англичанин Роберт Уильям Томсон придумал, как уменьшить грохот и тряску экипажей, обернув металлические ободья колес кожаной лентой с внутренней камерой, наполненной воздухом. Лента была скреплена металлическими заклепками, а парусиновую камеру, чтобы из нее не выходил воздух, пропитывали каучуком – соком тропических растений, из которого делают резину. Изобретение Томсона признали дельным, но срочно «переобувать» экипажи почему-то не стали”.

50 лет об этих шинах никто и не вспоминал, пока Джон Данлоп не надел на колеса детского велосипеда маленького сына обрезки садового шланга. 👍

Читайте также  Замена ремня грм газель бизнес

Читайте также:  Наклейки на номер авто от камер

50 лет наше человеческое сознание готовилось принять это неоспоримо полезное изобретение? И, согласитесь, это ведь типичная ситуация с изобретениями.

Мы сегодня с ребенком рассуждали на эту тему, почему так происходит, и задавались вопросом, кто же первым придумал колесо. Наверняка колесо придумывалась сотни раз на протяжении тысяч лет. А, может быть, и миллионов?

Еще мы говорили о том, как выглядел бы мир, если бы колеса у нас не было. Ребенок пришел к выводу, что тогда бы у нас были “только валенки, ложки и санки”, а ведь это тоже неплохо! 😀

Спросите у детей, как они видят такой бесколесный мир!

Люблю книги, которые дают возможность рассуждать.

Кроме информации о создании колеса в книге еще и история колесного транспорта, начиная с повозки и заканчивая гироскутером, а еще глава о колесах, «которые не едут»: гончарном круге, о жерновах мельницы, колесах прялки, швейной машинки, подъемника, часах и даже о колесе обозрения.

Оксана Левченко,
“Книжный шкаф детям”

Стоимость книги можно посмотреть здесь>>

Екатерина Ощепкова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «История колеса»

Администрация Верещагинского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 82" г. Верещагино

Познавательно — исследовательская деятельность детей подготовительной группы

«История колеса»

I квалификационной категории

Предмет – познание

Тема: «История колеса»

Тип занятия – знакомство с новым учебным материалом через познавательно-исследовательскую деятельность

Интеграция: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, труд.

Цель: Актуализация знаний детей о колесе как изобретении человека через создание условий для самостоятельной познавательно — исследовательской деятельности.

— Дать представления об истории изобретения колеса и расширить знания детей о применении колеса в жизни человека;

— Обучать детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

— Развивать умение формулировать проблему, анализировать информацию, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;

формировать умение детей договариваться в процессе работы в парах.

Методы и приемы:

Словесные методы: слушание, беседа, инструкция к выполнению практических действий детей;

Наглядные методы: просмотр мультфильма, диафильма, использование таблиц, символов, иллюстраций;

Практические методы: — поисково — исследовательский метод (проблемные вопросы, проблемная ситуация, решение проблемной ситуаций, наблюдение, метод проб); продуктивные, коммуникативные.

— Методика А. И. Савенкова.

Форма организации: групповая, фронтальная.

Оборудование и материалы:

компьютер, проектор, экран, мольберты, карточки с объектами исследования, карточки с изображением методов исследования, познавательная литература, клей, ватман, иллюстрации, деревянный конструктор.

1. Дети приобрели необходимые знания, для проведения самостоятельных исследований.

2. Активизированы мыслительные операции: осмысление проблемной ситуации, продумывание исследовательской деятельности, словесная аргументация своего мнения.

3. Обогащены представления об истории изобретения колеса и его применении в жизни человека.

4. Дети проявляют такие личностные качества, как: активность, самостоятельность, коммуникативные навыки во взаимоотношениях друг с другом.

Осмысление проблемной ситуации

Под мелодию интеллектуальной телевизионной игры «Что? Где? Когда?» вносится черный ящик.

Воспитатель: Дети, вы хотите узнать, что лежит в этом ящике?

Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть фрагмент диафильма, который вам поможет узнать, что находится в черном ящике.

Просмотр фрагмента диафильма — «Сказка про колесо»

Воспитатель: Вы догадались, на изобретение чего натолкнула кругляшка древнего человека? Значит, что находится в черном ящике?

Ответы детей: (колесо)

Воспитатель достает колесо из черного ящика.

Воспитатель: Какой формы колесо изобрел человек?

Ответы детей: (Человек изобрел колесо круглой формы.)

Воспитатель: Как вы считаете, почему человек изобрел колесо именно круглой формы?

Ответы детей: (Если колесо круглое, то оно хорошо катится.)

Воспитатель: Но может быть древние люди ошибались и колесо могло бы быть любой другой формы?

Ответы детей: (Может быть.)

Постановка задачи исследования.

Воспитатель: Я предлагаю вам как настоящим ученым это проверить. Согласны?

(на мольберт выставляется объект исследования – иллюстрация колеса)

Выбор способов решения проблемной ситуации и их фиксация.

Воспитатель: Как вы считаете, какими способами можно узнать и проверить могло ли колесо быть другой формы?

Ответы детей: (Можно прочитать в книгах, посмотреть в компьютере, спросить у кого-нибудь, вспомнить, провести эксперимент)

(Обсуждение методов исследования: на мольберте выставляются символы методов исследования).

Формулировка гипотез детьми.

-Предполагаемые ответы детей: (колесо может быть только круглой формы;

колесо может быть любой другой формы) (На мольберте выкладываются символы предполагаемых форм колеса)

Читайте также  Как хранить динамометрический ключ

После выдвижения гипотез детям предлагается разделиться на пары по парным картинкам (изображения разных колес). Цветовой символ на картинке указывает и направляет детей к методу исследования.

Читайте также:  Какой должен быть стаж для каршеринга

Проверка предположений (гипотез).

(Самостоятельная исследовательская деятельность детей.)

Воспитатель: Чтобы ничего не забыть в ходе исследования, вы можете фиксировать все, что узнаете, в таблицу с помощью знаков «+» или «-».

(На мольберте — таблица со схемами методов исследования и символами геометрических форм)

Педагог в ходе деятельности подходит к каждой паре, наблюдает за действиями детей, направляет, помогает.

Воспитатель предлагает детям подойти к таблице и рассказать докладчику от каждой пары о своих результатах исследования.

Воспитатель: (обращается к мольберту с изображением гипотез) Какая из гипотез подтвердилась?

Дети делают вывод: колесо может быть только круглой формы.

Воспитатель: Давайте вспомним сказку, которую вы слушали. Кругляшка натолкнула древнего человека на изобретение колеса. Для чего он его изобрел? Как вы думаете?

Ответы детей: (Для поднятия тяжести, для передвижения и т. д.)

Воспитатель: Я знаю, дети, что о колесе написаны сказки. Например, Владимир Сутеев написал сказку «Разные колеса», по которой снят мультфильм. Я предлагаю посмотреть небольшой фрагмент из этого мультфильма, чтобы вы могли узнать еще больше о применении колеса в жизни человека и рассказать об этом своим друзьям и родителям.

Просмотр фрагмента мультфильма «Разные колеса».

Воспитатель: (Звучит музыка) Дети, оказывается, в черном ящике есть еще что – то (достает картинки с изображением предметов и механизмов, в которых используются колеса). Что мы можем сделать с этими картинками?

Воспитатель: Я вам предлагаю сделать коллаж, который поможет вам рассказать историю колеса своим товарищам.

Продуктивная деятельность детей – коллаж «История колеса».

(На большом листе ватмана дети делают коллаж. В центре – герой истории – колесо, вокруг него машины, механизмы и предметы).

— Узнали ли вы сегодня что-то новое?

— Что было особенно интересно?

— Что вызвало затруднение?

— Как вы думаете, знания о колесе вам где- то пригодятся?

«Сказка про колесо» фрагмент:

«Жил-был когда-то давно на свете человек. Валил он в лесу толстые деревья, выдалбливал из них лодки. А из деревьев потоньше делал разные другие вещи. Однажды осталась у него от бревна коротенькая кругляшка-

«Брошу- ка я ее в костер»— сказал человек.

И вдруг кругляшка откатилась и закричала: «Не догонишь, не поймаешь!» Удивился человек, что дерево разговаривает, и уронил бревно. Упало бревно на кругляшку и вдруг само по ней покатилось, поехало. Испугался человек, что кругляшку придавил, все-таки она живая, разговаривает… А кругляшка с бревном катится — «Догадался, какая от меня польза?». Тогда человек сделал каток, чтобы не таскать на себе тяжести».

Конспект занятия «Я и сверстники» Конспект занятия в старшей группе «Я и сверстники» Цель: закреплять знания детей о своей принадлежности к полу, развивать чувство дружбы,.

Конспект занятия по ПДД «Моя безопасность» 5 группа Воспитатель: Меркулов А. М. Моя безопасность Цели: Формирование знания у детей сельской местности знаний о правилах безопасного.

Конспект занятия Занятие в средней группе ко Дню Победы. Флаг России. Цель: Воспитание патриотизма, уважительного отношения к флагу нашей страны. Воспитание.

Конспект занятия открытого занятия в старшей группе «Чудеса воды» Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: «Чудеса воды» Тема: «Чудеса воды» Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных.

Конспект занятия горизонтального пластического балета «Пластик-шоу» Тема занятия: «Вода» Цель: Привлечение к здоровому образу жизни. Влюбить детей в воду, составляющий и объединяющий элемент мира и человека Задачи: Актуализация.

Конспект занятия по ПДД «Школа дорожного движения» Муниципальное казённое дошкольное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Улыбка» р. п. Екатериновка Конспект Непосредственно.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционного рисования «Одуванчик» Цель: учить детей рисовать, используя метод тычка. Задачи: образовательные: закреплять умение правильно держать кисточку, набирать краску.

Конспект занятия по звукопроизношению. Тема занятия: «Дифференциация звуков Р-Л» Цель: продолжать учить детей различать на слух звуки Р–Л. Задачи: — Закрепление произношения и различения звуков Р-Л; — Образование глаглолов.

Конспект занятия «Я талантлив» Цель: способствовать разностороннему развитию творческих способностей у детей. Ход занятия: Воспитатель: -Здравствуйте друзья! Сегодня мы.

Конспект занятия по ОБЖ «Огонь» «Осторожно, огонь!» Цель: освоить правила пожарной безопасности. Задачи: — показать детям что игра согнем очень опасно; — развить у воспитанников.

Источник: autobryansk.info

СТО Тех-ервис