В водяном насосе номинальный размер отверстия под передний подшипник 46,992—47,018 мм, а под задний подшипник 39,980—40,007 мм. С увеличением диаметра переднего отверстия более 47,05 мм, а заднего более 40,04 мм корпус насоса должен быть заменен.
При необходимости корпус насоса может быть отремонтирован путем расточки отверстий в корпусе и постановки втулок с последующей подгонкой внутреннего диаметра втулок под номинальный размер. Размеры корпуса водяного насоса показаны на рисунке.
Вал водяного насоса имеет диаметр 17,012—17,030 мм (рис. 2). При износе вала до диаметра менее 17,00 мм вал необходимо заменить новым. Изгиб вала допускается 0,03 мм, не более. Ширина шпоночной канавки должна быть 3,945—3,990 мм, при увеличении ширины канавки до размера более 4,02 мм вал необходимо заменить новым.
Трещины и сколы на крыльчатке не допускаются. Диаметр отверстия под вал крыльчатки имеет размер в пределах 16,965—17,000 мм. Посадка крыльчатки на вал производится с натягом 0,065 мм или с зазором 0,08 мм с последующим закреплением шпилькой.
Разборку водяного насоса рекомендуется вести в следующем порядке:
Снять водяной насос с блока двигателя отвернув крепежные болты корпуса помпы.
Расшплинтовать гайку крепления шкива и отвернуть ее, придерживая валик воротком за крыльчатку. Снять шкив вала насоса. Отвернуть крышку водяного насоса.
Снять пассатижами замочное кольцо подшипника. Снять конусную втулку и шпонку.
Выпрессовать вал водяного насоса в сборе с крыльчаткой и уплотнителем. Выпрессовать подшипники из корпуса насоса под прессом и вынуть водосбрасывающую шайбу.
Для разборки уплотнителя с крыльчаткой надо снять с валика пружинное кольцо водосбрасывающей шайбы и замочное кольцо уплотнителя, затем снять текстолитовую упорную шайбу, резиновую манжету (сальник), прижимную обойму манжеты, прижимную пружину и опорную обойму манжеты.
Читайте также: Замена прокладки клапанной крышки ep6
При замене крыльчатки выбить штифт крепления крыльчатки и спрессовать ее с вала. При износе подшипников и деталей узла уплотнения (упорной шайбы и манжеты) их заменяют новыми.
При замене деталей узла уплотнения надо снять крышку насоса, выпрессовать из корпуса вал в сборе с крыльчаткой и сальником, заменить изношенные детали узла уплотнения и собрать насос.
Для ремонта водяного насоса используют р/к насоса водяного ЗИЛ-130 каталожный номер 130-1307010-Б4. В комплект входят:
1. 130-1307033 А4 — уплотнитель насоса водяного в сборе
2. 130-1307023 Г — вал насоса водяного
3. 160703 — Подшипник насоса водяного
4. 20803 АК — Подшипник насоса водяного малый
5. 120-1307043 Б3 — Шайба уплотнительная
Первая позиция входящая в ремонтный комплект состоит из:
1) фибра(графит) — 130-1307034 — 1шт.;
2) манжета — 130-1307038 — 4шт.;
3) пружина — 130-1307035 — 1шт.;
4) кольцо — 130-1307038 — 1шт.
5) кольцо скольжения 130-1307041
Отдельно приобретается также крыльчатка, каталожный номер 130-1307032.
ООО Мичуринская производственная компания
Марка
Новинки
Поиск
В системе охлаждения автомобилей ЗИЛ-130 для обеспечения циркуляции жидкости устанавливается водяной насос 130-1307010-Б4 центробежного типа, который расположен в передней части блока цилиндров. Шкив коленвала двигателя двумя ремнями соединяется со шкивом 2 привода насоса и вентилятора, а третий ремень приводит в действие компрессор.
Насос состоит из корпуса 11, в котором находится крыльчатка 9 и корпуса подшипников 14, соединение которых герметизировано прокладкой 10. Валик насоса 4 вращается в двух шарикоподшипниках 6, оборудованных сальниками, которые предотвращают утечку масла из полости. Передний подшипник зафиксирован упорным кольцом 5, а задний дистанционной втулкой 7 удерживается от осевого перемещения. Крыльчатка, выполненная из пластмассы, с помощью металлической ступицы крепится на заднем конце валика. При вращении крыльчатки рабочая жидкость из подводящего патрубка 13 поступает к ее центру, захватывается лопастями и под действием центробежных сил отбрасывается к стенкам корпуса и дальше через приливы 12 поступает в рубашку охлаждения двигателя автомобиля.
Читайте также: Присадка супротек для двигателя инструкция по применению
Герметичность деталей вращения, которые расположены в корпусе помпы ЗиЛ-130, обеспечивается за счет самоподжимного сальника, установленного в крыльчатке и состоящего из уплотнительной шайбы 16, резиновой манжеты 15 и пружины, которая прижимает шайбу к торцу корпуса подшипников. Крестообразными выступами шайба входит в пазы крыльчатки и фиксируется обоймой 17. На переднем конце валика с помощью втулки 4 установлена ступица 3 крепления шкива привода насоса и вентилятора. В корпусе подшипников выполнено отверстие, через которое жидкость при износе деталей сальника вытекает наружу. Смазка подшипников осуществляется через масленку.
- Вентилятор
- Шкив
- Ступица
- Втулка
- Упорное кольцо
- Шарикоподшипники
- Дистанционная втулка
- Валик
- Крыльчатка
- Прокладка
- Корпус крыльчатки
- Прилив
- Подводящий патрубок
- Корпус подшипников
- Резиновая манжета
- Шайба
- Обойма
Приглашаем к сотрудничеству региональных дилеров, представителей сервисных центров и интернет-магазинов!
Перед разборкой надо очистить насос от масла и грязи и промыть его в обезжиривающем растворе. Разборку насоса двигателя ЗИЛ-130 рекомендуется вести в следующей последовательности.
Отвернуть болты крепления вентилятора и снять вентилятор и шкив со ступицы.
Расшплинтовать гайку крепления ступицы, предварительно ввернуть в ступицу два болта и придерживать воротком, чтобы она не могла проворачиваться вместе с валом, отвернуть гайку и снять ступицу с вала.
Для снятия ступицы следует пользоваться съемными болтами или специальным съемником. Снять разрезную конусную втулку при помощи отвертки и выбить шпонку.
Отвернуть торцовым ключом гайки крепления корпуса подшипников к корпусу насоса, разъединить их, слегка постукивая по ним молотком, снять прокладку, осторожно отделяя се от корпуса отверткой.
Отвернуть болт крепления крыльчатки на валу водяного насоса, придерживая отверткой от проворачивания вал, снять крыльчатку с вала при помощи съемника (рис. 1).
Для извлечения уплотнителя из гнезда крыльчатки надо при помощи отвертки снять уплотнитель в сборе, упорную текстолитовую шайбу, затем разъединить резиновую манжету с пружиной.
Читайте также: Усилитель для активного сабвуфера для дома
Снять замочное кольцо переднего подшипника при помощи пассатижей. Выпрессовать вал с подшипниками в сборе из корпуса на прессе. Вывернуть масленку и контрольную пробку.
Закрепить пал насоса в тиски, снять стопорное кольцо и водосбрасывающую шайбу. Спрессовать подшипники с вала, при этом одновременно спрессовываются передний и задний подшипники и освобождается распорная втулка, находящаяся между подшипниками.
Разборку насоса двигателя ЗИЛ-131 следует вести в следующей последовательности. Отвернуть болты крепления вентилятора и снять его со шкива. Расшплинтовать гайку и, придерживая рукой за шкив водяного насоса, отвернуть ее. Снять шкив вентилятора вместе с подшипниками с вала насоса вручную или при помощи съемника. Снять с вала вручную распорное кольцо, затем снять шкив насоса в сборе со ступицей при помощи съемника. Снять конусную втулку. Шкив насоса можно снимать без ступицы, отвернув болты его крепления. Ступицу шкива можно снимать при помощи съемных болтов или съемником. Далее насос двигателя ЗИЛ-131 разбирают так же, как и насос двигателя ЗИЛ-130.
Для извлечения подшипников из полости ступицы шкива вентилятора надо вынуть стопорное кольцо, а затем подшипники с распорной втулкой.
Источник: