Карта дефектации коленчатого вала

Библиографическая ссылка на статью:
// Современная техника и технологии. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/03/1699 (дата обращения: 07.02.2019).

Современный автомобиль состоит из множества взаимосвязанных узлов и агрегатов. Выход из строя одного из них может повлечь за собой отказ всей системы. Для предотвращения поломок дорогостоящих агрегатов, к которым могут привести разрушения отдельных деталей; выявления неисправностей, которые влияют на безопасность движения, необходима периодическая диагностика автомобиля. Она позволит выявить изношенные детали путем их дефектации, т.е. оценки техниче­ского состояния детали для определения пригодности ее к дальнейшей ра­боте или необходимости ремонта.

Выделяют пять основных видов разрушения деталей машин при эксплуатации:

1) деформация и изломы (хрупкий, вязкий и усталостный изломы, остаточная деформация, контактные усталостные повреждения);

2) механический износ (истирание металлических пар, абразивный износ, питтингование);

3) эрозионно-кавитационные повреждения (жидкостная и газовая эрозия, кавитация);

4) коррозионные повреждения (атмосферная и газовая коррозия, коррозия в электролитах);

5) коррозионно-механические повреждения (коррозионная усталость, коррозионное растрескивание, коррозия при трении).

В зависимости от вида разрушения и параметров детали можно использовать различные методы восстановления. Для каждой детали автомобиля КАМАЗ предлагается разрабатывать карту дефектации и ремонта, пример которой показан на рисунке 1.

Рисунок 1 – карта дефектации и ремонта шестерни коленчатого вала

Основным назначением карты дефектации и ремонта является сортировки деталей. Согласно такой карте определяется годность детали, а также подлежит ли она ремонту. Их сортируют на пять групп и мар­кируют краской определенного цвета: годные (зеленые), годные в соединении с новыми или восстановленными деталями (желтые), подлежащие ремонту на данном предприятии (белые) и на специализированных ре­монтных предприятиях (синие), негодные – утиль (красные).

В карте дефектации и ремонта указываются все возможные дефекты, способы их установления и восстановления. Она может содержать технические требования, предъявляемые к отремонтированной детали, а так же её чертеж. В совокупности такие карты позволяют владеть статистической информацией по всем возможным дефектам. Благодаря этому можно спрогнозировать возможные разрушения конкретных деталей, и при своевременной дефектации возможно предотвратить несвоевременное разрушение сопрягаемых деталей и, в дальнейшем, отказ всей системы. Ведь отсутствие своевременной замены даже одной дефектной детали может повлечь за собой выход из строя нескольких, что в дальнейшем приведет к большим материальным и трудовым затратам.

Например, выход из строя шестерни масляного насоса двигателя приводит к отсутствию смазки в парах трения цилиндро-поршневой группы и газораспределительного механизма. Так как масло выполняет не только смазывающую функцию, но и охлаждающую, то при отсутствии смазки подвижные части начинают перегреваться, что приводит к их заклиниванию. При этом могут провернуться вкладыши коренных и шатунных шеек коленчатого вала. Заклинивание поршня в цилиндре приводит к разрушению шатуна, что, в свою очередь, при вращающемся коленчатом вале может привести к разрушению блока цилиндров. Заклинивание клапана в направляющей втулке может привести к его «зависанию» и при движении поршня может произойти встреча днища поршня и тарелки клапана.

А поломка пружины клапана механизма газораспределения может привести к его рассухариванию и выпадению в камеру сгорания. Это приведет к выходу из строя двигателя. В этом случае придется отремонтировать или заменить не только клапан механизма газораспределения, но и поршень, головку, гильзу цилиндров, форсунку и т.д.

Читайте также  Как получить справку в гибдд в поликлинике

Читайте также:  Как снять тормозной барабан на камазе

Таким образом, дефектация определенных деталей автомобиля позволит сохранить детали, что, в свою очередь, устранит отказ всей системы, сократит материальные расходы, и тем самым увеличит жизненный цикл автомобиля.

Литература

  1. Кравченко И.Н., Зорин В.А., Пучин Е.А., Бондарева Г.Н. Основы надежности машин. Москва, 2007 – 484 с.
  2. М.Г.Шатров. Автомобильные двигатели. Москва, 2010 г. – 461 с.
  3. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей КамАЗ. 2004 г. – 286 с.
  4. Кузнецов А.С. Ремонт двигателя внутреннего сгорания
    2011 г. – 65 с.
  5. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей КамАЗ. 2004 г. – 286 с.
  6. Кузнецов А.С. Ремонт двигателя внутреннего сгорания
    2011 г. – 65 с.
  7. А.А. Карташов «Система, технологии и организация автосервисных услуг», Пенза, 2009г.
  8. Грузовые автомобили. Общие технические требования. ГОСТ 21398-98.
  9. Туревский И.С. Теория автомобиля. Учебное пособие. – М.: Высш. шк., 2005. – 240 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

ВАЛ КОЛЕНЧАТЫЙ

Эскиз см. рис. 5.1

№ дефекта

обозначение

Наименование детали или сборочной единицы Обозначение
ВАЛ КОЛЕНЧАТЫЙ 7511.1004015-01
Материал Твёрдость
Сталь 42Х1ФА 600HV
Возможный дефект Способ установления и контрольные инструменты Размеры, мм Заключение
Номинальные предельно допустимые
без ремонта для ремонта
1 1 Прижоги на коренных и шатунных шейках Осмотр. Браковать
2 2 Трещины на коренных и шатунных шейках Осмотр. Магнитный дефектоскоп Браковать
3 3 Изгиб вала, радиальное биение средних коренных шеек относительно общей оси крайних коренных шеек Приспособление 0,07 0,1 Обработать шейки на ближайший категорийный размер по чертежу 238ДК-1005015-30СБ
4 4 Задиры, прижоги и износ торцев последней коренной шейки Осмотр. Калибр L Браковать
56 +0,12 56,18
5 5 Наволакивание антифрикционного материала вкладышей на коренных и шатунных шейках Осмотр Обработать шейки на ближайший категорийный размер по чертежу 238ДК-1005015-30СБ
6 6 Износ или натиры на коренных шейках Скоба рычажная СР-125 ТУ 2-034-227-87 см. табл. 5.1 Обработать шейки на ближайший категорийный размер по чертежу 238ДК-1005015-30СБ
7 7 Износ или на шатунных шейках Скоба рычажная СР-125 ТУ 2-034-227-87 см. табл. 5.1 Обработать шейки на ближайший категорийный размер по чертежу 238ДК-1005015-30СБ
8 8 Кольцевая выработка риски Осмотр. Калибр-скоба d Браковать
∅64-0,2 ∅63,75
D
∅140±0,04 ∅139±0,04
9 9 Ослабление шейки коленчатого вала под шестерню Калибр-скоба d3 Браковать
∅72 +0,055 +0,035 ∅72,03
10 10 Ослабление шейки коленчатого вала под передний противовес Калибр-скоба d1 Браковать
∅71 +0,065 +0,045 ∅71,04
11 11 Ослабление посадки штифтов Калибр Размер отв. под штифт 1.Заменить штифт.
2. Обработать отверстие под ремонтный штифт
∅22 -0,019 +0,042 ∅22,99
12 12 Ослабление отверстия под подшипник Осмотр. Пробка листовая Д1 Отверстие восстановить. Установкой ремонтной втулки
∅52-0,03 ∅52,005
13 13 Смятие боковых поверхностей шпоночных пазов Осмотр. Калибр t Браковать
10 +0,065 +0,045 10,00
14 14 Забоины на резьбе Осмотр Калибровать
M24×2-6H
M16×1,5-6H
M68×2-6H
15 Срыв резьбы
M24×2-6H 2 витка Браковать
M16×1,5-6H 2 витка Нарезать резьбу ремонтным размером
M68×2-6H 2 витка Браковать
16 16 Износ конусной поверхности под ступицу Калибр Пятно контакта 70% Пятно контакта 70% Браковать
17 17 Обрыв противовесов Осмотр Установить новый противовес по чертежу 238ДК-1005015-30СБ
18 Разрушение сварки болтов крепления противовесов Осмотр Заварить
Читайте также  Как смешать воду с маслом

Читайте также:  Пайп это в автомобиле

рис. 4.1

Табл. 5.1. Основные, допустимые без ремонта и категорийные размеры коренных и шатунных шеек коленчатого вала
Номинальный размер Категория ремонтного размера
I (II-номинальный) II
Диаметры шатунных шеек размер по чертежу, мм 88-0,022 87,5-0,022 87,25-0,022
обозначение поверхности РШ1 РШ2
min доп. размер без ремонта, мм 87,95 *2 87,70 *2 87,45 *2
Диаметры коренных шеек размер по чертежу, мм 110-0,022 109,75-0,022 109,50-0,022
обозначение поверхности РК1 РК2
min доп. размер без ремонта, мм 109,95 *2 109,7 *2 109,45 *2
Технологическая масса для шатунной шейки при балансировке, г 11188 11212 11232
Ширина 5-й коренной шейки L размер по чертежу, мм 56 +0,12
min доп. размер без ремонта, мм 56,18

Примечание:
1. Допускается любое сочетание размеров категорийных групп шатунных и коренных шеек.
2. Валы с размером шеек, отмеченные знаком *2, использовать только с новыми вкладышами, соответствующими категории ремонтного размера.

Читайте также:

  1. A — Статья ID ДВИГАТЕЛЯ/VIN Tex
  2. A — Статья ID ДВИГАТЕЛЯ/VIN Tex
  3. U–образные и рабочие характеристики синхронного двигателя
  4. АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
  5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ДВИГАТЕЛЯ
  6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ.
  7. Время запуска двигателя меньше 4с.
  8. Выбор главных размеров активных частей двигателя
  9. Выбор двигателя
  10. Выбор мощности двигателя для кратковременного и повторно-кратковременного режимов работы
  11. Выбор мощности электродвигателя по нагреву
  12. Выбор мощности электродвигателя при длительном режиме работы

Лабораторная работа № 2

1. Изучить технические условия на дефектацию коленчатых валов,

используя руководство по капитальному ремонту двигателей.

2. Ознакомиться с устройством измерительных приборов, оснастки и методами измерения.

3. Приобрести навыки по дефектовке коленчатых валов.

4. Исследовать характер износа шеек коленчатого вала и его деформации.

1. Подготовить исходные данные для дефектовки деталей.

2. Определить техническое состояние деталей.

3. Произвести сортировку деталей по результатам контроля.

4. Назначить способ ремонта детали.

5. Оформить отчет о результатах работы.

Техническое оборудование: лабораторный стол; прибор для установки

деталей в центрах и измерения биения модели ПБМ-500; штатив Ш-П-Н (ГОСТ 10197-70); лупа четырехкратного увеличения; индикаторные нутромеры НИ 18-50 (ГОСТ 868-82); штангенциркуль ШЦ-1-160-0,1 (ГОСТ 166-89); рычажные микрометры МК 50, МК 75, МК 100 (ГОСТ 4381-87); штангрейсмус ПР 250-0,05 (ГОСТ 164-90); индикатор часового типа НЧ (ГОСТ 577-68) на штативе; шаблоны для измерения длины коленчатого вала; коленчатые валы двигателей; призмы 100×100×65 мм.

Общие сведения

Коленчатые валы автомобильных двигателей изготавливают из углеродистых и легированных сталей или из высокопрочного магниевого чугуна. Коренные и шатунные шейки подвергаются закалке ТВЧ на глубину

1,5-3 мм, твердость шеек HRС 50-62 (табл. 6).

Модель двигателя Материал коленчатого вала Термо — обработка Твердость шеек НRС Твердость заготовки НВ
ЗИЛ-130 Сталь 45 селект. Закалка ТВЧ 56-62 170-207
ЗМЗ-53 Магниевый чугун Тоже 40-55 207-255
ЯМЗ-236 Сталь 50Г » 52-62 229-270
ВАЗ-2108 Высокопрочный чугун » 50-55 235-265
КамАЗ-740 Сталь 42 ХМФА4Н » 56-62 167- 212
Читайте также  Какой остаточный протектор допускается

Таблица 6

В процессе работы на коленчатый вал воздействуют силы трения, вибрации, знакопеременные нагрузки, среда и др. Это вызывает (см. рис. 16) износ шатунных и коренных шеек (Dизн до 0,1 мм), они изнашиваются неравномерно: по длине принимают форму конуса, по диаметру — овала

Читайте также:  Октавия а5 или тур

(Dнецил до 0,08 мм); нарушение качества поверхности шеек (задиры, риски,

коррозия); механические повреждения (трещины, дефекты резьб); прогиб

коленчатого вала (Dбиения до 0,150 мм); износ отверстий во фланце под подшипник ведущего вала коробки передач. Прогиб коленчатого вала приводит к нарушению перпендикулярности оси вала к оси цилиндра, вследствие чего условия смазки сопряженных поверхностей ухудшаются, масляная пленка на трущихся поверхностях разрушается, появляется граничное или сухое трение.

Рис. 16. Основные дефекты коленчатого вала на примере двигателя ЗИЛ-130:

1 — изгиб вала; 2 — износ наружной поверхности фланца; 3 — биение торцевой поверхности фланца; 4 — износ маслосгонных канавок: 5 — износ отверстия под подшипник; 6 — износ отверстий под болты крепления маховика; 7 — износ коренных и шатунных шеек; 8 — износ шейки под шестерню и ступицу шкива;9 — износ шпоночной канавки по ширине;

10 — увеличение длины передней коренной шейки; 11 — увеличение длины шатунных шеек

Возникающие дефекты устраняют обработкой шеек под ремонтный размер (РР) шлифованием с последующим полированием, различными видами наплавок или плазменным напылением. Ремонтные размеры шеек коленчатых валов даны в табл. 7. Прогиб вала устраняют пластическим деформированием (правкой).

Размер Коренные шейки, мм Шатунные шейки, мм
ВАЗ-2108
Номинальный 50,795-0,02 47,834-0,02
1-й ремонтный 50,541-0,02 47,580- .0,02
2-й ремонтный 50,287-0,02 47,326-0,02
3-й ремонтный 50,033-0,02 47,072-0,02
4-й ремонтный 49,779-0,02 46,818-0,02

Продолжение табл. 7

УМЗ-421
Номинальный 64,00-0,013 58,00-0,013
1-й ремонтный 63,75-0,013 57,75-0,013
2-й ремонтный 63,50-0,013 57,50-0,013
3-й ремонтный 63,25-0,013 57,25-0,013
4-й ремонтный 63,00-0,013 57,00-0,013
5-й ремонтный 62,75-0,013 56,75-0,013
6-й ремонтный 62,50-0,013 56,50-0,013
КамАЗ-740
Номинальный 95,00-0,015 80,00-0,013
1-й ремонтный 94,50-0,015 79,50-0,013
2-й ремонтный 94,00-0,015 79,00-0,013
3-й ремонтный 93,50-0,015 78,50-0,013
4-й ремонтный 93,00-0,015 78,00-0,013
ЯМЗ-236
Номинальный 105,00-0,015 85,00-0,015
1-й ремонтный 104,75-0,015 84,75-0,015
2-й ремонтный 104,50-0,015 84,50-0,015
3-й ремонтный 104,25-0,015 84,25-0,015
4-й ремонтный 104,00-0,015 84,00-0,015
5-й ремонтный 103,75-0,015 83,75-0,015
6-й ремонтный 103,50-0,015 83,50-0,015
ЗИЛ-130
Номинальный 74,50-0,013 65,50-0,013
1-й ремонтный 74,25-0,013 65,25-0,013
2-й ремонтный 74,00-0,013 65,00-0,013
3-й ремонтный 73,75-0,013 64,75-0,013
4-й ремонтный 73,50-0,013 64,50-0,013
5-й ремонтный 73,25-0,013 64,25-0,013
6-й ремонтный 73,00-0,013 64,00-0,013

Отремонтированные коленчатые валы должны отвечать техническим условиям:

— овальность и конусность коренных и шатунных шеек не должна превышать по длине шейки 0,02 мм (ЗИЛ-130) и 0,01 мм (КамАЗ-740, ВАЗ);

-биение вала по средней шейке должно быть не более 0,05 мм

(ЗИЛ-130) и 0,03 мм (КамАЗ-740, ВАЗ);

— шероховатость поверхностей шеек должна Ra = 32 мкм (ЗИЛ-130) или

Rа = 0,16 мкм (КамАЗ-740);

— одноименные шейки должны быть прошлифованы под один ремонтный размер;

-радиус кривошипа должен быть в пределах 47,5±0,08 мм

— (ЗИЛ-130) и 60,0±0,05 мм (КамАЗ-740).

Дата добавления: 2014-12-25 ; Просмотров: 10021 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: autobryansk.info

СТО Тех-ервис