Библиографическая ссылка на статью:
// Современная техника и технологии. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/03/1699 (дата обращения: 07.02.2019).
Современный автомобиль состоит из множества взаимосвязанных узлов и агрегатов. Выход из строя одного из них может повлечь за собой отказ всей системы. Для предотвращения поломок дорогостоящих агрегатов, к которым могут привести разрушения отдельных деталей; выявления неисправностей, которые влияют на безопасность движения, необходима периодическая диагностика автомобиля. Она позволит выявить изношенные детали путем их дефектации, т.е. оценки технического состояния детали для определения пригодности ее к дальнейшей работе или необходимости ремонта.
Выделяют пять основных видов разрушения деталей машин при эксплуатации:
1) деформация и изломы (хрупкий, вязкий и усталостный изломы, остаточная деформация, контактные усталостные повреждения);
2) механический износ (истирание металлических пар, абразивный износ, питтингование);
3) эрозионно-кавитационные повреждения (жидкостная и газовая эрозия, кавитация);
4) коррозионные повреждения (атмосферная и газовая коррозия, коррозия в электролитах);
5) коррозионно-механические повреждения (коррозионная усталость, коррозионное растрескивание, коррозия при трении).
В зависимости от вида разрушения и параметров детали можно использовать различные методы восстановления. Для каждой детали автомобиля КАМАЗ предлагается разрабатывать карту дефектации и ремонта, пример которой показан на рисунке 1.
Рисунок 1 – карта дефектации и ремонта шестерни коленчатого вала
Основным назначением карты дефектации и ремонта является сортировки деталей. Согласно такой карте определяется годность детали, а также подлежит ли она ремонту. Их сортируют на пять групп и маркируют краской определенного цвета: годные (зеленые), годные в соединении с новыми или восстановленными деталями (желтые), подлежащие ремонту на данном предприятии (белые) и на специализированных ремонтных предприятиях (синие), негодные – утиль (красные).
В карте дефектации и ремонта указываются все возможные дефекты, способы их установления и восстановления. Она может содержать технические требования, предъявляемые к отремонтированной детали, а так же её чертеж. В совокупности такие карты позволяют владеть статистической информацией по всем возможным дефектам. Благодаря этому можно спрогнозировать возможные разрушения конкретных деталей, и при своевременной дефектации возможно предотвратить несвоевременное разрушение сопрягаемых деталей и, в дальнейшем, отказ всей системы. Ведь отсутствие своевременной замены даже одной дефектной детали может повлечь за собой выход из строя нескольких, что в дальнейшем приведет к большим материальным и трудовым затратам.
Например, выход из строя шестерни масляного насоса двигателя приводит к отсутствию смазки в парах трения цилиндро-поршневой группы и газораспределительного механизма. Так как масло выполняет не только смазывающую функцию, но и охлаждающую, то при отсутствии смазки подвижные части начинают перегреваться, что приводит к их заклиниванию. При этом могут провернуться вкладыши коренных и шатунных шеек коленчатого вала. Заклинивание поршня в цилиндре приводит к разрушению шатуна, что, в свою очередь, при вращающемся коленчатом вале может привести к разрушению блока цилиндров. Заклинивание клапана в направляющей втулке может привести к его «зависанию» и при движении поршня может произойти встреча днища поршня и тарелки клапана.
А поломка пружины клапана механизма газораспределения может привести к его рассухариванию и выпадению в камеру сгорания. Это приведет к выходу из строя двигателя. В этом случае придется отремонтировать или заменить не только клапан механизма газораспределения, но и поршень, головку, гильзу цилиндров, форсунку и т.д.
Читайте также: Как снять тормозной барабан на камазе
Таким образом, дефектация определенных деталей автомобиля позволит сохранить детали, что, в свою очередь, устранит отказ всей системы, сократит материальные расходы, и тем самым увеличит жизненный цикл автомобиля.
Литература
- Кравченко И.Н., Зорин В.А., Пучин Е.А., Бондарева Г.Н. Основы надежности машин. Москва, 2007 – 484 с.
- М.Г.Шатров. Автомобильные двигатели. Москва, 2010 г. – 461 с.
- Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей КамАЗ. 2004 г. – 286 с.
- Кузнецов А.С. Ремонт двигателя внутреннего сгорания
2011 г. – 65 с. - Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей КамАЗ. 2004 г. – 286 с.
- Кузнецов А.С. Ремонт двигателя внутреннего сгорания
2011 г. – 65 с. - А.А. Карташов «Система, технологии и организация автосервисных услуг», Пенза, 2009г.
- Грузовые автомобили. Общие технические требования. ГОСТ 21398-98.
- Туревский И.С. Теория автомобиля. Учебное пособие. – М.: Высш. шк., 2005. – 240 с.
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Наименование детали или сборочной единицы | Обозначение | ||||||||
ВАЛ КОЛЕНЧАТЫЙ | 7511.1004015-01 | ||||||||
Материал | Твёрдость | ||||||||
Сталь 42Х1ФА | 600HV | ||||||||
Возможный дефект | Способ установления и контрольные инструменты | Размеры, мм | Заключение | ||||||
Номинальные | предельно допустимые | ||||||||
без ремонта | для ремонта | ||||||||
1 | 1 | Прижоги на коренных и шатунных шейках | Осмотр. | — | — | — | Браковать | ||
2 | 2 | Трещины на коренных и шатунных шейках | Осмотр. Магнитный дефектоскоп | — | — | — | Браковать | ||
3 | 3 | Изгиб вала, радиальное биение средних коренных шеек относительно общей оси крайних коренных шеек | Приспособление | 0,07 | 0,1 | — | Обработать шейки на ближайший категорийный размер по чертежу 238ДК-1005015-30СБ | ||
4 | 4 | Задиры, прижоги и износ торцев последней коренной шейки | Осмотр. Калибр | L | Браковать | ||||
56 +0,12 | 56,18 | — | |||||||
5 | 5 | Наволакивание антифрикционного материала вкладышей на коренных и шатунных шейках | Осмотр | — | — | — | Обработать шейки на ближайший категорийный размер по чертежу 238ДК-1005015-30СБ | ||
6 | 6 | Износ или натиры на коренных шейках | Скоба рычажная СР-125 ТУ 2-034-227-87 | см. табл. 5.1 | Обработать шейки на ближайший категорийный размер по чертежу 238ДК-1005015-30СБ | ||||
7 | 7 | Износ или на шатунных шейках | Скоба рычажная СР-125 ТУ 2-034-227-87 | см. табл. 5.1 | Обработать шейки на ближайший категорийный размер по чертежу 238ДК-1005015-30СБ | ||||
8 | 8 | Кольцевая выработка риски | Осмотр. Калибр-скоба | d | Браковать | ||||
∅64-0,2 | ∅63,75 | — | |||||||
D | |||||||||
∅140±0,04 | ∅139±0,04 | — | |||||||
9 | 9 | Ослабление шейки коленчатого вала под шестерню | Калибр-скоба | d3 | Браковать | ||||
∅72 +0,055 +0,035 | ∅72,03 | — | |||||||
10 | 10 | Ослабление шейки коленчатого вала под передний противовес | Калибр-скоба | d1 | Браковать | ||||
∅71 +0,065 +0,045 | ∅71,04 | — | |||||||
11 | 11 | Ослабление посадки штифтов | Калибр | Размер отв. под штифт | 1.Заменить штифт. 2. Обработать отверстие под ремонтный штифт |
||||
∅22 -0,019 +0,042 | ∅22,99 | — | |||||||
12 | 12 | Ослабление отверстия под подшипник | Осмотр. Пробка листовая | Д1 | Отверстие восстановить. Установкой ремонтной втулки | ||||
∅52-0,03 | ∅52,005 | — | |||||||
13 | 13 | Смятие боковых поверхностей шпоночных пазов | Осмотр. Калибр | t | Браковать | ||||
10 +0,065 +0,045 | 10,00 | — | |||||||
14 | 14 | Забоины на резьбе | Осмотр | Калибровать | |||||
M24×2-6H | — | — | — | ||||||
M16×1,5-6H | — | — | — | ||||||
M68×2-6H | — | — | — | ||||||
15 | Срыв резьбы | ||||||||
M24×2-6H | — | 2 витка | — | Браковать | |||||
M16×1,5-6H | — | 2 витка | — | Нарезать резьбу ремонтным размером | |||||
M68×2-6H | — | 2 витка | — | Браковать | |||||
16 | 16 | Износ конусной поверхности под ступицу | Калибр | Пятно контакта 70% | Пятно контакта 70% | — | Браковать | ||
17 | 17 | Обрыв противовесов | Осмотр | — | — | — | Установить новый противовес по чертежу 238ДК-1005015-30СБ | ||
18 | Разрушение сварки болтов крепления противовесов | Осмотр | — | — | — | Заварить |
Читайте также: Пайп это в автомобиле
рис. 4.1
Номинальный размер | Категория ремонтного размера | |||
I (II-номинальный) | II | |||
Диаметры шатунных шеек | размер по чертежу, мм | 88-0,022 | 87,5-0,022 | 87,25-0,022 |
обозначение поверхности | РШ1 | РШ2 | ||
min доп. размер без ремонта, мм | 87,95 *2 | 87,70 *2 | 87,45 *2 | |
Диаметры коренных шеек | размер по чертежу, мм | 110-0,022 | 109,75-0,022 | 109,50-0,022 |
обозначение поверхности | РК1 | РК2 | ||
min доп. размер без ремонта, мм | 109,95 *2 | 109,7 *2 | 109,45 *2 | |
Технологическая масса для шатунной шейки при балансировке, г | 11188 | 11212 | 11232 | |
Ширина 5-й коренной шейки L | размер по чертежу, мм | 56 +0,12 | ||
min доп. размер без ремонта, мм | 56,18 |
Примечание:
1. Допускается любое сочетание размеров категорийных групп шатунных и коренных шеек.
2. Валы с размером шеек, отмеченные знаком *2, использовать только с новыми вкладышами, соответствующими категории ремонтного размера.
Читайте также:
- A — Статья ID ДВИГАТЕЛЯ/VIN Tex
- A — Статья ID ДВИГАТЕЛЯ/VIN Tex
- U–образные и рабочие характеристики синхронного двигателя
- АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
- ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ДВИГАТЕЛЯ
- ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ.
- Время запуска двигателя меньше 4с.
- Выбор главных размеров активных частей двигателя
- Выбор двигателя
- Выбор мощности двигателя для кратковременного и повторно-кратковременного режимов работы
- Выбор мощности электродвигателя по нагреву
- Выбор мощности электродвигателя при длительном режиме работы
Лабораторная работа № 2
1. Изучить технические условия на дефектацию коленчатых валов,
используя руководство по капитальному ремонту двигателей.
2. Ознакомиться с устройством измерительных приборов, оснастки и методами измерения.
3. Приобрести навыки по дефектовке коленчатых валов.
4. Исследовать характер износа шеек коленчатого вала и его деформации.
1. Подготовить исходные данные для дефектовки деталей.
2. Определить техническое состояние деталей.
3. Произвести сортировку деталей по результатам контроля.
4. Назначить способ ремонта детали.
5. Оформить отчет о результатах работы.
Техническое оборудование: лабораторный стол; прибор для установки
деталей в центрах и измерения биения модели ПБМ-500; штатив Ш-П-Н (ГОСТ 10197-70); лупа четырехкратного увеличения; индикаторные нутромеры НИ 18-50 (ГОСТ 868-82); штангенциркуль ШЦ-1-160-0,1 (ГОСТ 166-89); рычажные микрометры МК 50, МК 75, МК 100 (ГОСТ 4381-87); штангрейсмус ПР 250-0,05 (ГОСТ 164-90); индикатор часового типа НЧ (ГОСТ 577-68) на штативе; шаблоны для измерения длины коленчатого вала; коленчатые валы двигателей; призмы 100×100×65 мм.
Общие сведения
Коленчатые валы автомобильных двигателей изготавливают из углеродистых и легированных сталей или из высокопрочного магниевого чугуна. Коренные и шатунные шейки подвергаются закалке ТВЧ на глубину
1,5-3 мм, твердость шеек HRС 50-62 (табл. 6).
Модель двигателя | Материал коленчатого вала | Термо — обработка | Твердость шеек НRС | Твердость заготовки НВ |
ЗИЛ-130 | Сталь 45 селект. | Закалка ТВЧ | 56-62 | 170-207 |
ЗМЗ-53 | Магниевый чугун | Тоже | 40-55 | 207-255 |
ЯМЗ-236 | Сталь 50Г | » | 52-62 | 229-270 |
ВАЗ-2108 | Высокопрочный чугун | » | 50-55 | 235-265 |
КамАЗ-740 | Сталь 42 ХМФА4Н | » | 56-62 | 167- 212 |
Таблица 6
В процессе работы на коленчатый вал воздействуют силы трения, вибрации, знакопеременные нагрузки, среда и др. Это вызывает (см. рис. 16) износ шатунных и коренных шеек (Dизн до 0,1 мм), они изнашиваются неравномерно: по длине принимают форму конуса, по диаметру — овала
Читайте также: Октавия а5 или тур
(Dнецил до 0,08 мм); нарушение качества поверхности шеек (задиры, риски,
коррозия); механические повреждения (трещины, дефекты резьб); прогиб
коленчатого вала (Dбиения до 0,150 мм); износ отверстий во фланце под подшипник ведущего вала коробки передач. Прогиб коленчатого вала приводит к нарушению перпендикулярности оси вала к оси цилиндра, вследствие чего условия смазки сопряженных поверхностей ухудшаются, масляная пленка на трущихся поверхностях разрушается, появляется граничное или сухое трение.
Рис. 16. Основные дефекты коленчатого вала на примере двигателя ЗИЛ-130:
1 — изгиб вала; 2 — износ наружной поверхности фланца; 3 — биение торцевой поверхности фланца; 4 — износ маслосгонных канавок: 5 — износ отверстия под подшипник; 6 — износ отверстий под болты крепления маховика; 7 — износ коренных и шатунных шеек; 8 — износ шейки под шестерню и ступицу шкива;9 — износ шпоночной канавки по ширине;
10 — увеличение длины передней коренной шейки; 11 — увеличение длины шатунных шеек
Возникающие дефекты устраняют обработкой шеек под ремонтный размер (РР) шлифованием с последующим полированием, различными видами наплавок или плазменным напылением. Ремонтные размеры шеек коленчатых валов даны в табл. 7. Прогиб вала устраняют пластическим деформированием (правкой).
Размер | Коренные шейки, мм | Шатунные шейки, мм |
ВАЗ-2108 | ||
Номинальный | 50,795-0,02 | 47,834-0,02 |
1-й ремонтный | 50,541-0,02 | 47,580- .0,02 |
2-й ремонтный | 50,287-0,02 | 47,326-0,02 |
3-й ремонтный | 50,033-0,02 | 47,072-0,02 |
4-й ремонтный | 49,779-0,02 | 46,818-0,02 |
Продолжение табл. 7
УМЗ-421 | ||
Номинальный | 64,00-0,013 | 58,00-0,013 |
1-й ремонтный | 63,75-0,013 | 57,75-0,013 |
2-й ремонтный | 63,50-0,013 | 57,50-0,013 |
3-й ремонтный | 63,25-0,013 | 57,25-0,013 |
4-й ремонтный | 63,00-0,013 | 57,00-0,013 |
5-й ремонтный | 62,75-0,013 | 56,75-0,013 |
6-й ремонтный | 62,50-0,013 | 56,50-0,013 |
КамАЗ-740 | ||
Номинальный | 95,00-0,015 | 80,00-0,013 |
1-й ремонтный | 94,50-0,015 | 79,50-0,013 |
2-й ремонтный | 94,00-0,015 | 79,00-0,013 |
3-й ремонтный | 93,50-0,015 | 78,50-0,013 |
4-й ремонтный | 93,00-0,015 | 78,00-0,013 |
ЯМЗ-236 | ||
Номинальный | 105,00-0,015 | 85,00-0,015 |
1-й ремонтный | 104,75-0,015 | 84,75-0,015 |
2-й ремонтный | 104,50-0,015 | 84,50-0,015 |
3-й ремонтный | 104,25-0,015 | 84,25-0,015 |
4-й ремонтный | 104,00-0,015 | 84,00-0,015 |
5-й ремонтный | 103,75-0,015 | 83,75-0,015 |
6-й ремонтный | 103,50-0,015 | 83,50-0,015 |
ЗИЛ-130 | ||
Номинальный | 74,50-0,013 | 65,50-0,013 |
1-й ремонтный | 74,25-0,013 | 65,25-0,013 |
2-й ремонтный | 74,00-0,013 | 65,00-0,013 |
3-й ремонтный | 73,75-0,013 | 64,75-0,013 |
4-й ремонтный | 73,50-0,013 | 64,50-0,013 |
5-й ремонтный | 73,25-0,013 | 64,25-0,013 |
6-й ремонтный | 73,00-0,013 | 64,00-0,013 |
Отремонтированные коленчатые валы должны отвечать техническим условиям:
— овальность и конусность коренных и шатунных шеек не должна превышать по длине шейки 0,02 мм (ЗИЛ-130) и 0,01 мм (КамАЗ-740, ВАЗ);
-биение вала по средней шейке должно быть не более 0,05 мм
(ЗИЛ-130) и 0,03 мм (КамАЗ-740, ВАЗ);
— шероховатость поверхностей шеек должна Ra = 32 мкм (ЗИЛ-130) или
Rа = 0,16 мкм (КамАЗ-740);
— одноименные шейки должны быть прошлифованы под один ремонтный размер;
-радиус кривошипа должен быть в пределах 47,5±0,08 мм
— (ЗИЛ-130) и 60,0±0,05 мм (КамАЗ-740).
Дата добавления: 2014-12-25 ; Просмотров: 10021 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник: