Категория прав с прицепом для легкового автомобиля

Навигация по статье
  1. Законодательная база
  2. Когда категории B достаточно?
  3. Примеры расчета
  4. В каких случаях необходима категория «ВЕ»?
  5. Ответственность за отсутствие открытой категории
  6. Какие категории ВУ на прицепы существуют?
  7. Основные виды легковых прицепов
  8. Среди всех вариантов выделяют четыре основных вида, а именно:
  9. В каком случае категории «В» достаточно?
  10. Пример №1.
  11. Пример №2.
  12. Категория «ВЕ»: когда нужно получать?
  13. Прицепы вида «O3» и «O4»: особенности управления
  14. Получение прав на легковой прицеп: основные этапы
  15. Полис ОСАГО для прицепа
  16. Техосмотр: нужен ли для прицепа?
  17. Чем грозит отсутствие нужной категории в ВУ?
  18. Видео о разъяснении ПДД при использовании прицепа
  19. Прицеп, его виды — официальная терминология
  20. Грузоподъемность, снаряженная и полная масса ТС
  21. Типы прицепов и их обозначение
  22. Категория «В»: что разрешено водителю
  23. Условия использования прицепов массой более 750 кг
  24. Правила перемещения груза
  25. Специфика оформления
  26. Перечень документов для оформления прицепа

В документах водителя сегодня не найдешь категорию «Е». Она была распределена на несколько дополнительных в 2013 году, потому что были приняты поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Как теперь быть тем, кто желает водить автомобиль с прицепом и сталкивается с этим довольно часто? Не отказываться же от поездок на дачу и на природу. Главное — внимательно изучить законодательную базу.

Законодательная база

Переживают в основном водители легковых автомобилей, иногда использующие прицеп при передвижении, — это путешественники, дачники. Их опасения вполне оправданы, ведь штраф придется заплатить немалый за отсутствие в правах нужной категории, кроме этого, инспектор отгонит автомобиль на штрафстроянку.

На сегодняшний момент насчитывается 16 категорий, разрешающих управлять транспортом различного типа. Пять из них, BE, CE, C1E, DE, D1E, предназначены исключительно для автомобилей с прицепами. Поговорим о них подробнее. Точнное описание вышеперечисленных категорий описано в таблице:

Категория Краткое описание Масса автомобиля Масса прицепа
BE Легковой транспорт и небольшие грузовики, количество пассажирских мест не более 8-ми До 3,5 тонн Свыше 750 килограмм
CE Грузовой автотранспорт Свыше 7,5 тонн Свыше 750 килограмм
C1E Грузовой автотранспорт средних габаритов От 3,5 тонн до 7,5 тонн Свыше 750 килограмм
DE Автобусы с числом пассажиров выше 16-ти Свыше 750 килограмм
D1E Автобусы с числом пассажиров от 8-ми до 16-ти Свыше 750 килограмм

Когда категории B достаточно?

В некоторых случаях можно управлять автомобилем с прицепом, имея в документах лишь категорию «В». Определимся с классификацией прицепной техники:

  • О1 — прицепы легкие, масса которых может достигать, но при этом не превысит 750 кг;
  • О2 — средние прицепы от 750 и до 3500 килограмм;
  • О3 — тяжелая техника с массой до 10 тонн;
  • О4 — сверхтяжелые прицепы свыше 10 тонн.

Одно из основных правил гласит: если прицеп соответствует категории О1, то получение дополнительной категории от водителя не требуется, даже если общая масса автопоезда выше той, что указана в основной категории. Это касается как прав категории «В», так и «С», «D». То есть загвоздка кроется именно в массе прицепа. Это первый и основной случай, второй случай описан ниже.

Примеры расчета

Рассмотрим несколько примеров расчетов:

Пример 1. Допустим, водитель управляет автомобилем марки BMW X3 2,5i с прицепом марки КМЗ 8284 21 (ОАО «Курганмашзавод»). Есть два параметра:

  • масса прицепа — до 750 килограмм;
  • максимальная масса именно этого автомобиля — 2240 килограмм.

Для того, чтобы сесть за руль, достаточно категории «В». Полная масса автопоезда нас в этом случае не интересует, тем более, она менее 3,5 тонн. Прицепная техника относится к категории легких (О1), категорию «ВЕ» получать не нужно.

Пример 2. Водитель хочет сесть за руль автомобиля Toyota LC 100 с прицепом ЛАВ-81011 (производство ООО «Вектор»). Два важных параметра:

  • максимальная масса автомобиля — 3260 килограмм;
  • прицепа — 700 килограмм.

Суммируем обе цифры и получаем, что общая масса автопоезда превышает 3500 килограмм, однако, вес прицепа минимальна, что позволяет не получать дополнительную категорию и пользоваться только «В».

В каких случаях необходима категория «ВЕ»?

Для управления автомобилем с прицепом категории О2 и выше нужно учиться, вновь сдавать на права для категории «Е» к той, что уже имеется. При этом не допускаются даже к обучению лица, у которых основная категория получена совсем недавно: опыт вождения должен быть не меньше года.

Категория «ВЕ» нужна, если масса прицепа выше 750 килограмм. Если прицеп сам имеет категорию О3 или О4, то «ВЕ» не дает право на управление ими. Для этого нужно получить другую категорию.

Есть еще одно исключение, о котором важно помнить: прицеп может быть выше 750 килограмм, но если масса всего автопоезда не превышает допустимых 3,5 тонн, то категория «ВЕ» не нужна. Для этого достаточно прав с отметкой «В».

Ответственность за отсутствие открытой категории

Каждый водитель знает об ответственности за езду без открытой категории. Она приравнена к езде без прав. Сумма штрафа составляет от 5000 до 15000 рублей. Но и это еще не все. Тем, кто рискует, в один прекрасный момент получит сразу комплекс наказаний:

  • штраф;
  • отстранение от вождения;
  • транспортное средство изымается и отправляется на штрафстоянку.
Читайте также  Какую зимнюю резину поставить на крету

Читайте также:  Киа спортейдж 2018 новый цвета

Наказание достаточно серьезное, поэтому стоит заранее понимать ответственность. Все штрафы и иные наказания регулируются соответствующими статьями Административного Кодекса.

Дополнительные категории, однако, не всегда остро необходимы при вождении. Существуют определенные правила распределения. Например, если у водителя открыта категория «В», то инспектор не имеет право накладывать штраф за отсутствие категории «М».

Тем водителям, что часто используют средние и тяжелые прицепы, нужно помнить, что категории «СЕ» и «DE» старшие по отношению к «С1Е» и «D1E». Водители, имеющие в правах старшую категорию, имеют право управлять транспортными средствами младшей подкатегории. Инспектор не будет накладывать штраф и отстранять гражданина от вождения.

Помимо всех вышеперечисленных положений водитель должен помнить о том, что существуют и буксировочные стандарты для каждого конкретного автомобиля. Не стоит превышать массу прицепа в этом отношении.

Для решения своих хозяйственных проблем некоторые автоводители покупают большегрузную технику и прицепы. В этом случае важно понимать, что некоторые виды такого оснащения требуют открытия в ВУ (водительском удостоверении) дополнительной категории.

Перед покупкой прицепа нужно изучить нюансы, связанные с этим вопросом, чтобы незнание правил не сделало Вас нарушителем. Ведь в определенных случаях управление транспортным средством с прицепом без открытия в правах отдельной категории, приравнивается к полному отсутствию прав (со всеми вытекающими последствиями).

Важно знать и соблюдать те правила, которые существуют для управления авто с прицепами. Только так сможете быть уверены, что документы оформлены правильно, а водительские права и открытые в них категории позволяют управлять таким транспортом.

В принципе, управлять автомобилем с прицепом можно всем водителям, которые имеют в правах открытую категорию «В», однако в ПДД прописаны некоторые нюансы, которые мы сейчас подробно рассмотрим. Так станет понятно, в каких случаях водительские права на прицеп понадобятся и что потребуется для их получения.

Какие категории ВУ на прицепы существуют?

Современное законодательство предусматривает 16 категорий прав, которые позволяют управлять ТС (транспортными средствами) различного типа. Среди этих категорий лишь 5 («ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DE», «D1E») относятся для авто с прицепами. Их точное описание содержится в таблице:

Определяющим в данном случае является именно вес прицепа. От этого показателя зависит возможность автоводителя управлять авто без открытия дополнительной категории в ВУ.

Основные виды легковых прицепов

Среди всех вариантов выделяют четыре основных вида, а именно:

  1. О1 – трейлер легковой (вес менее 750 кг);
  2. О2 – трейлер легковой (вес 750-3 500 кг);
  3. О3 – трейлер, массой до 10 т;
  4. О4 – трейлер, массой более 10 т.

В каком случае категории «В» достаточно?

Согласно установленным правилам, управление машиной с прицепом вида O1, не требует открытия в правах дополнительной категории (даже, если общая масса всего автопоезда превышает ту, что установлена в основной категории). Касается это правило, как категории «В», так и «C» и «D».

Для примера рассмотрим несколько вариантов:

Пример №1.

Предположим, что автоводитель управляет автомобилем BMW X3 2,5i (вес 2240 кг) с прицепом Курганмашзавода марки КМЗ 8284 21 (вес до 750 кг — относится к виду «O1»). Полная масса автопоезда не превышает 3 500 кг, следовательно, для управления им не потребуется открытия никакой дополнительной категории.

Пример №2.

Водитель управляет автомобилем Toyota LC 100 (вес 3 260 кг), который оборудован прицепом ЛАВ-81011 (производитель ООО «Вектор»), вес которого составляет 700 кг.
Если просуммировать массу авто и прицепа, то полученная величина окажется больше, чем 3 500 кг. Однако, поскольку прицеп относится к виду «O1» и имеет малый вес, управлять автопоездом без открытия дополнительных категорий можно, и нарушением правил это не будет.

Обращаем внимание, что водителю, у которого в правах открыта лишь категория «В», можно осуществлять управление легковым авто с прицепом, вес которого превышает 750 кг, однако общий вес автопоезда не превышает 3 500 кг.

Категория «ВЕ»: когда нужно получать?

Для управления автомобилем с прицепом, который относится к виду «O2» (и более высокого), потребуется открыть в правах категорию «Е». При этом к обучению и сдаче экзаменов на данную категорию допускают лиц, которые имеют стаж вождения не менее 1 года (категория «В» открыта за 12 месяцев до того, как получается категория «Е»).

Категория «ВЕ» предусматривает право управления автопоездом с прицепом, тяжелее, чем 750 кг, а общая масса автопоезда при этом будет более 3 500 кг.

Еще раз повторимся, что водителю, у которого в правах открыта лишь категория «В», можно управлять легковой машиной с прицепом, вес которого превышает 750 кг, однако общий вес автопоезда не будет больше, чем 3 500 кг. Получать «ВЕ» в этом случае не требуется.

Прицепы вида «O3» и «O4»: особенности управления

Использование этих видов отдельно регламентировано законодательством. Для управления автопоездом, в состав которого входит такой трейлер, следует иметь в правах открытую категорию «Е».

При этом следует учитывать, что категории «С1Е» и «D1E» предполагают, что общий вес не должен превышать 12 000 кг, а вес прицепа не может быть выше, чем вес не нагруженного авто.

Читайте также  Загорелась лампочка топлива сколько можно проехать

Читайте также:  Какой штраф за разворот

Получение прав на легковой прицеп: основные этапы

Помимо самого процесса получения прав на прицеп водителю авто нужно подготовить необходимые документы, которые позволяют использовать ТС на законных основаниях.

Основными в этом случае считаются такие документы:

  • Номер на прицеп и соответствующее свидетельство – выдается после постановки ТС на учет в ГИБДД. Этот процесс следует производить по месту жительства автовладельца. При этом регистрацию следует провести в течение 10-ти дней после покупки трейлера;
  • Техосмотр – периодичность его проведения определяется в зависимости от возраста конкретного ТС.

Полис ОСАГО для прицепа

Современными правилами не предусмотрено получение отдельного страхового полиса для прицепа любого размера. Значит, если Вы имеете в личном пользовании прицеп для легкового авто, то не нужно покупать для него ОСАГО. При этом для использования прицепов для грузовиков, автобусов, мотороллеров/мотоциклов, а также прицепов, принадлежащих юрлицам, понадобится оформить специальный страховой полис.

Подытоживая вышесказанное можно сказать, что при постановке на учет прицепа для легковой машины, который принадлежит физлицу, достаточно будет простого обращения в отделение ГИБДД (для регистрации). В других случаях понадобится получать полис ОСАГО, проходить техосмотр, а потом осуществлять регистрацию.

Техосмотр: нужен ли для прицепа?

Техосмотр в этом случае регламентируется отдельным Федеральным Законом.

Начиная с 01.01.2012 г. не нужно проходить техосмотр легким прицепам, которые находятся в собственности у физлиц.

Если же такой легкий прицеп находится в собственности у лица юридического, то техосмотр нужно будет проходить с такой периодичностью, которая зависит от возраста:

  • Новые (возраст от 0 до 3-х лет) — освобождены от проведения техосмотра;
  • От 3-х до 7-ми лет – 1 раз в 2 года;
  • Старее, чем 7 лет – 1 раз в год.

Отдельно стоит отметить, что прицепы, которые предназначены для осуществления перевозок опасных грузов, обязательно должны проходить обязательный техосмотр 1 раз в 6 месяцев.

Периодичность проведения техосмотров для остальных прицепов, весом более 3 500 кг, которые для транспортировки опасных грузов не предназначены, никак не оговорена и не регламентирована федеральным законом.

Чем грозит отсутствие нужной категории в ВУ?

Далеко не все автоводители осведомлены о том, какая нужна водительская категория на прицеп, а некоторые из них хотя и знают, но намеренно пренебрегают такими правилами.

Важно понимать, что подобное пренебрежение подвергает определенному риску жизнь и здоровье других участников движения, а несоблюдение порядка транспортировки прицепов (по соответствию тоннажу) нередко становится причиной ДТП.

Таким образом, случай, когда используется прицеп без категории Е, законодательно приравнивается к езде без прав, что может быть наказано штрафом в диапазоне 5000-15000 рублей. Кроме того, инспектор ГИБДД имеет право забрать транспортное средство на штрафстоянку, за которую придется платить немалые деньги.

Для водителей, которые имеют прицеп, вес которого не превышает 750 кг, мы рекомендуем иметь при себе в распечатанном виде соответствующую выдержку из правил, что поможет избежать ненужных конфликтов при общении с сотрудниками ГИБДД.

В заключение следует отметить, что в момент приобретения прицепа важно помнить, что общая его масса не должна быть больше, чем буксировочные характеристики вашей машины (устанавливаются производителем).

Один раз разобравшись во всех нюансах и правилах управления автопоездом, можно навсегда оградить себя от необходимости доказывать свою правоту инспекторам ГИБДД. Достаточно будет иметь необходимые документы на ТС (в зависимости от вида и массы), а также соответствующие открытые категории в водительских правах.

Видео о разъяснении ПДД при использовании прицепа

Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.697 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

Приобретая для персональных потребностей прицеп, владельцы бывают недостаточно осведомлены о том, возникнет ли необходимость открывать дополнительную категорию в удостоверении водителя. Перед покупкой автомобильной техники ознакомьтесь с эксплуатационными и юридическими тонкостями, которые предусмотрены в законодательстве на 2019 год. Иначе вы можете неумышленно нарушить правила дорожного движения, создать аварийную ситуацию, а также быть оштрафованным за не вовремя оформленное ТС.

Прицеп, его виды — официальная терминология

В ПДД, действующем в Российской Федерации, указана следующая формулировка:

«Прицеп»— транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Официальная терминология в зависимости от технических характеристик прицепов подразделяет их на несколько видов:

  • легкие — представляют собой ТС, имеющие полную массу, не превышающую 750 кг;
  • тяжелые — полная масса трейлера больше 750 кг, в комплектацию входит тормозной механизм;
  • тягач — используется в качестве буксировочного транспортного средства для легковой машины.

Грузоподъемность, снаряженная и полная масса ТС

При необходимости открывать еще одну категорию для вождения автомобиля с прицепом, рекомендуется знать ряд терминов, на которых основывается профессиональная терминология:

  • Грузоподъемностью называют предельную массу груза, которую он способен перевозить.
  • Снаряженной обозначают собственную массу прицепа, в том числе с массой запчастей, идущих в комплекте к транспортному средству.
  • Полной (или разрешенной максимальной) массой прицепа считают сумму снаряженной массы и грузоподъемности.
Читайте также  No curve light function owners manual

Читайте также:  Камера на въезде в город

Типы прицепов и их обозначение

В зависимости от полной массы ТС, ГОСТ Р 52051-2003 выделяет несколько категорий, каждая из которых имеет свое обозначение:

Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонны.

Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 тонны.

Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 тонн.

Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн.

Эксплуатация типов 03 и 04 требует в правах отметки «ВЕ» и определяется в ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения».

Категория «В»: что разрешено водителю

Действующая редакция ПДД предусматривает в 2019 году обязательное наличие двух категорий, которые дают законное право управлять легковым автомобилем с прицепом: «В» и «ВЕ». Если буксируемый прицеп весит не более 0.75 т, а также если масса снаряженного ТС не меньше, чем масса груза, находящегося в трейлере, для водителя будет достаточно иметь в удостоверении только отметку «В». При этом законом оговаривается условие, при котором общая разрешенная максимальная масса такого автосостава не должна превышать 3500 кг.

Пример:

Вы обладатель «Ford Focus». При наличии категории «В» вы имеете право перевозить легковой прицеп, разрешенный вес которого не должен превышать 1300 кг, поскольку в целом трейлер и ТС весит не более 3500 кг.

Условия использования прицепов массой более 750 кг

В 2019 году потребуются права не только на прицеп к легковому автомобилю, но и для трейлера. Категория «В», согласно ПДД, дает право на управление легковыми автомобилями и небольшими грузовиками, внедорожниками (джипами), микроавтобусами, мотоколясками, ТС с разрешенной максимальной массой, не превышающей 0.75 тонны. Если этот показатель больше 750 кг, то такой автосостав должен соответствовать дополнительным требованиям, указанным в ПДД РФ на 2019 год:

  1. Разрешенная максимальная масса трейлера не должна быть больше, чем масса автомашины без нагрузки.
  2. Сумма разрешенной максимальной массы обоих ТС не должна быть более 3,5 тонн.
  3. Если данные критерии не соблюдаются, водителю будет необходимо открыть раздел «ВЕ» в водительском удостоверении нового образца.

Правила перемещения груза

Безопасная для водителя и участников дорожного движения перевозка грузов в прицепах имеет свои особенности.

Фаркоп является единственно возможным способом надежного крепления груза. Иногда на сложных трассах или извилистых дорогах может потребоваться дополнительное использование цепи или страховочного троса.

Во время парковки трейлера необходимо использовать фиксаторы, даже если вы паркуете его отдельно.

Величина допустимого выступления габаритного груза за пределы трейлера, специальное обозначение груза в дневное и ночное время определяется ПДД.

Перевозка пассажира в прицепе запрещена, даже если это «дом на колесах». Запрет также касается взрывоопасных и воспламеняющихся веществ, газовых баллонов, топлива.

Допустимая скорость движения легкового автомобиля с прицепом составляет для асфальтированной магистрали — 60 км/час, для твердого покрытия — 40 км/час, для грунтовой дороги — не более 20 км/час.

Специфика оформления

Любое ТС необходимо поставить на учет не позже, чем через 10 дней со дня приобретения. Как правило, за регистрацией можно обратиться в любое регистрационное подразделение ГИБДД независимо от места жительства или региона пребывания заявителя.

Регистрация в 2019 году аналогична процедурам оформления легкового ТС, грузовика или мотоцикла в предыдущие периоды. Вне зависимости от количества осей ТС обязательно регистрируются в государственных органах ГИБДД, при этом лицам, имеющим водительское удостоверение с отметкой «В», приобретать дополнительный полис ОСАГО непосредственно на него не надо.

Перечень документов для оформления прицепа

Прежде чем явиться в ГИБДД для регистрации прицепа, необходимо подготовить следующие документы:

  1. Заявление, написанное в форме установленного образца о регистрации (заполняется в подразделении).
  2. Удостоверяющий личность заявителя документ.
  3. Документ, удостоверяющий полномочия представителя, если регистрацию оформляет представитель.
  4. Паспорт на транспортное средство.
  5. Регистрационное свидетельство на транспортное средство.
  6. Документы, подтверждающие законное право собственности на мотоцикл (прицеп).
  7. Страховой полис ОСАГО (кроме случаев регистрации прицепа к легковому автомобилю).
  8. Документ, свидетельствующий об уплате госпошлины за регистрационные действия (узнать размер госпошлины можно в пп.36, п.1, ст.333.33 НК РФ).
  9. Государственные регистрационные знаки «Транзит» (если таковые на текущий момент были выданы).

После постановки на регистрационный учет прицепа новый собственник получает:

  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • государственный регистрационный знак — в случае регистрации нового прицепа или замены регистрационного знака, оставшегося от прежнего владельца;
  • соответствующие отметки в паспорте транспортного средства.

Порядок регистрации включает в себя: предоставление документов в ГИБДД, осмотр ТС сотрудником ГИБДД (производится сверка VIN-номера, проверка на отсутствие неполадок), и последующее оформление регистрационных бумаг.

Срок привлечения к административной ответственности за данное правонарушение составляет два месяца и исчисляется по истечении 10 дней с момента, когда собственник или иной владелец мотоцикла или прицепа обязан зарегистрировать его или изменить регистрационные данные о нем (Обзор N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015).

Источник: autobryansk.info

СТО Тех-ервис