Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

Дата размещения статьи: 30.10.2015

В силу норм ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица всех форм собственности и индивидуальные предприниматели при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей вне зависимости от того, находятся транспортные средства в собственности организации или во временном пользовании на основании договора аренды. Статья 23 данного нормативного акта предусматривает медицинское обеспечение безопасности дорожного движения, которое заключается, в частности, в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств. Вправе ли частное лицо, имеющее медицинское образование, проводить предрейсовые медицинские осмотры? Будут ли в данном случае расходы на проведение предрейсовых медицинских осмотров являться правомерными как в целях бухгалтерского учета, так и при исчислении налога на прибыль? Ответы на эти вопросы даны в статье.

Как разъясняет Минфин, правомерно осуществление затрат на проведение медосмотров в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Минздравсоцразвития или Минздрава. Они подлежат включению в состав прочих расходов согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (см. Письма Минфина России от 31.03.2011 N 03-03-06/1/196, от 04.03.2010 N 03-03-06/1/109). Рассмотрим, в каких случаях совершаемые расходы будут признаны правомерными.
Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н и разъяснен в Методических рекомендациях "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)", утвержденных Письмом Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств" (совместно с Минтрансом).
Согласно п. 1.2 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (Приложение 2 к Методическим рекомендациям) предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинскими работниками организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании договоров, заключаемых между организациями и учреждениями здравоохранения. Следовательно, организация для проведения медосмотров может оформить договор с медицинским учреждением на обслуживание или принять медработника на работу, например, на условиях внешнего совместительства (см. Письмо ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@). В таком случае организация, не занимающаяся предпринимательской деятельностью по оказанию медицинской помощи (включая проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров), не обязана получать соответствующую лицензию. Данная позиция подтверждается судебной практикой (см. Постановление ФАС МО от 17.03.2010 N КА-А40/2021-10).

Для справки. На основании Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного ценрта "Сколково") (далее — Положение о лицензировании) медицинская деятельность является лицензируемой.

Глава 39 ГК РФ также предусматривает возможность заключения возмездного договора на оказание медицинских услуг с физическим лицом. Согласно ст. 779 ГК РФ исполнитель (врач, фельдшер) обязуется по заданию заказчика (организации) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик оплатить эти услуги. Основанием для документального подтверждения расходов как в бухгалтерском учете, так и в целях исчисления налога на прибыль является договор на оказание услуг.
В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Кроме того, согласно п. 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, чтобы осмотры были признаны законными, медицинские работники организаций, а также медицинские работники учреждений здравоохранения должны иметь соответствующий сертификат (согласно Номенклатуре "Работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств"), а медицинское учреждение — лицензию.
Таким образом, для физического лица, оказывающего услуги по предрейсовым медицинским осмотрам, наличие сертификата специалиста обязательно. Однако возникает вопрос, если медицинский работник оказывает медицинские услуги как физическое лицо (не являясь индивидуальным предпринимателем), нужна ли лицензия.
Согласно п. 3 Положения о лицензировании медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по Перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В указанный Перечень работы (услуги) по медицинским осмотрам (предрейсовым и послерейсовым) включены. Следовательно, если физическое лицо оказывает услуги от своего имени, оно должно быть зарегистрировано как индивидуальный предприниматель и иметь лицензию на осуществление данного вида деятельности (в силу п. 1 Положения о лицензировании лицензия выдается только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям).
Таким образом, если физическое лицо действует не как представитель своего учреждения, а как частное лицо и при этом получает за свои услуги плату без наличия лицензии, проверяющие органы могут классифицировать данный договор как заключенный с нарушением законодательства, другими словами, как неправомерный. Аналогичное мнение изложено в Письме Минэкономразвития России от 22.12.2008 N Д05-5875. В нем, в частности, чиновники ведомства отмечают, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры могут проводиться индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами только при наличии лицензии на право осуществления данных работ и услуг в составе медицинской деятельности.
В заключение отметим: чтобы расходы автономного учреждения были признаны в целях исчисления налога на прибыль, целесообразно заключить договор на проведение предрейсовых медицинских осмотров с медицинским учреждением. Тогда проблем, связанных с данными расходами, не возникнет. Затраты на проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров в бухгалтерском учете будут отражаться на основании счетов и актов, представленных медицинской организацией. Учет расчетов по данным расходам будет отражаться на счете 302 26 "Расчеты по прочим работам, услугам" (п. 256 Инструкции N 157н ). В соответствии с п. 152 Инструкции N 183н будет сделана запись:
Дебет счета 0 109 60 226 "Прочие работы (услуги) в себестоимости готовой продукции, работ, услуг"
Кредит счета 0 302 26 000 "Расчеты по прочим работам (услугам)".
———————————
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Читайте также  Веста св с пробегом

Читайте также:  Как установить эхолот на пвх

Какой документ должен иметь медицинский работник, проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотр: лицензию или сертификат (здравпункт организации лицензии на медицинские услуги не имеет)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работник, состоящий в штате организации и проводящий предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, должен иметь медицинское образование (высшее и (или) среднее профессиональное), действующий сертификат специалиста, а также документ о прохождении им специального обучения по программе проведения предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 4, п. 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Порядок проведения таких осмотров утвержден приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 N 835 (далее — Порядок).

Согласно п. 8 Порядка предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).

В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию. Однако, как следует из п. 6 ст. 3 данного закона, лицензиатом может являться только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не может иметь лицензию на медицинскую деятельность. Медицинский же персонал организаций, на основании п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", должен иметь сертификат специалиста. Кроме того, для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров медицинский работник должен пройти специальное обучение (введение к Методическим рекомендациям "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002). Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств утверждена приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" (приложение N 8).

Таким образом, медицинский работник, состоящий в штате Вашей организации и проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотры, должен иметь высшее и (или) среднее образование профессиональное образование, действующий сертификат специалиста и документ, подтверждающий прохождение специального обучения.

В то же время остается спорным вопрос о том, необходима ли лицензия организации, проводящей предрейсовые медосмотры силами собственных медработников. Законодательство о лицензировании не выделяет медицинскую деятельность, осуществляемую для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию (как это установлено, например, для пассажирских перевозок, технического обслуживания медицинской техники). Это соответствует и нормам Закона N 99-ФЗ (ст. 2) и Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (ст. 20, 23), согласно которым к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, здоровью граждан (проведение предрейсовых медицинских осмотров является одним из основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения). Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что организация, осуществляющая процедуры по проведению медицинского осмотра (предрейсового, послерейсового), должна иметь соответствующую лицензию.

Однако до вступления в силу Порядка (с 1 мая 2015) сформировалась достаточно обширная судебная практика, согласно которой требование о необходимости получать лицензию на осуществление медицинской деятельности распространялось только на тех лиц, для которых деятельность по проведению предрейсовых медицинских осмотров является одной из основных. В случае же, если организация, эксплуатирующая автомобили, проводит предрейсовые осмотры только в отношении своих водителей и не оказывает этих услуг иным хозяйствующим субъектам, делать она это может силами собственных работников, имеющих соответствующую подготовку и необходимые сертификаты (постановления ФАС Московского округа от 17.03.2010 N КА-А40/2021-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 N Ф04-1311/2009 (1741-А45-43), ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2009 N А53-3470/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.08.2008 N А74-985/2008-Ф02-3737/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 N А31-6296/2007-13, ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 N А12-2901/07, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 N 17АП-177/2011, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 N 06АП-747/2009, Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 N 03АП-2388/2009, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 N 15АП-4847/14, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 N 03АП-3973/14, постановление Саратовского областного суда от 23.04.2013 по делу N 7-235/13, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 N 06АП-4657/13).

В настоящее же время суды более склонны считать, что наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности в подобных организациях является обязательным (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10653/15 от 18.09.2015 г., апелляционное определение СК по административным делам Ростовского областного суда от 18 июня 2015 г. по делу N 33-9090/2015, решение Арбитражного суда Республики Алтай от 6 мая 2015 г. по делу N А02-621/2015, решение Арбитражного суда Смоленской области от 20 октября 2015 г. по делу N А62-6347/2015, постановление Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2015 г. по делу N 5-299/2015).

Полагаем, что в указанных обстоятельствах осуществление организацией соответствующей деятельности без получения лицензии влечет определенные риски: возможны претензии со стороны контролирующих органов (причем суды сейчас склонны поддерживать такие претензии) и как результат — привлечение к административной ответственности.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Предрейсовый медосмотр водителей был введен в отдельных ведомствах СССР еще в 1960-х годах и позволял выявить и отстранить от работы водителей, которые находились в состоянии разного рода опьянения, под воздействием лекарств, снижающих уровень реакции, были больны или просто устали.

Читайте также  Как сделать антенный усилитель своими руками

Читайте также:  Сайлентблоки ромашки ваз 2114

Поскольку внедренная мера привела к снижению показателей травматизма, в 70-х годах медицинское освидетельствование водителей перед выездом стало практиковаться во всех крупных автохозяйствах. Например, благодаря проведению регулярных осмотров на транспортных предприятиях столицы в 1978 году количество ДТП, совершенных нетрезвыми водителями, снизилось почти на 58%.

В то время медицинское освидетельствование водителей перед рейсом могли проводить обученные инспекторы. Однако с 1999 года оно было поручено исключительно медработникам, получившим соответствующую подготовку.

Высокая интенсивность дорожного движения предъявляет к водителям повышенные требования в плане здоровья. При этом своевременно определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей можно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осмотров.

Предрейсовый медицинский осмотр регламентируется рядом нормативно-правовых документов. В их числе:

Трудовой Кодекс (ст. 213 ТК РФ)

Кодекс об Административных правонарушениях

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 20 п. 1)

Письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. №2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»

Письмо Минздрава и Минтранса РФ от 20.01.2002 г. «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения»

Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. №308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»

Приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. №835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

В общем случае рекомендован, но не является обязательным и послерейсовый осмотр, если его проведение считает уместным работодатель. Например, такой осмотр возможен в отношении сотрудников «группы риска» — часто болеющих или имеющих хронические заболевания, употребляющих алкоголь, работающих пенсионеров.

Но согласно законодательству водители, которые перевозят пассажиров и опасные грузы, должны проходить такой вид осмотра в обязательном порядке.

Послесменные и послерейсовые медосмотры проводят в целях выявления:

— признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников;

— острого профессионального заболевания или отравления;

— признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Основной задачей предрейсового осмотра является подтверждение нормального состояния здоровья водителя перед рейсом, чтобы исключить случаи физического переутомления и выявить состояние наркотического или алкогольного опьянения, которые могут повлиять на способность к вождению.

Если выявлен хотя бы один из перечисленных признаков, к работе в этот день водитель не допускается.

Обследование водителя на предмет содержания в организме наркотических веществ возможно только с его письменного согласия, которое обычно дается в рамках трудового договора, гражданско-правового договора или в отдельном документе.

Все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

О результатах медосмотра информируется работодатель. Кроме того, о прохождении медосмотра должна стоять соответствующая отметка в путевом листе с указанием точного времени и даты, данных и подписи медицинского работника.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей, выявивший факт нахождения водителя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, может послужить поводом для наложения на водителя взыскания в соответствии с трудовым законодательством. Отметим, что данный штраф накладывается не сотрудниками ГИБДД, а должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Предусмотрена необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, кроме водителей машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

Также Минздрав устанавливает следующее:

— предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;

— предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;

— предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.

В состав предрейсового осмотра входит:

— рассмотрение жалоб водителя;

— измерение давления, пульса, температуры тела;

— выявление признаков опьянения;

— определение наличия психоактивных веществ;

— для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер.

Если у водителя наблюдается гипертония, то в его медицинской карте врач должен отмечать рамки нормального артериального давления, при котором он допускается к работе. Такие рамки определяются специалистом как среднее арифметическое зафиксированных показаний в течение десяти дней. Если прием алкоголя легко определить с помощью алкотестера, то для выявления наркотических и психотропных веществ требуется проведение лабораторного анализа мочи и крови.

Результаты предрейсового медосмотра дают основание врачу вынести заключение о наличии опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое препятствует выполнению водителем трудовой функции или об их отсутствии.

Способы организации предрейсовых медосмотров

Медицинский осмотр водителей – это отдельный вид медицинской деятельности, который требует лицензирования. Проводить осмотр может только медицинский персонал, который прошел специальный курс обучения и получил соответствующий сертификат или диплом.

Автотранспортное предприятие может организовать предрейсовые медицинские осмотры водителей тремя вариантами:

1. С помощью сертифицированного врача, который по трудовому договору работает в штате компании.

В этом случае медработник должен иметь квалификацию врача, фельдшера или медицинской сестры, а также сертификат, подтверждающий обучение по Программе подготовки проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, утвержденной Приказом Минздрава России от 14.07.2003 N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».

Вопрос же о том, необходима ли лицензия организации, проводящей предрейсовые медосмотры силами собственных медработников при условии наличия у них сертификатов, на сегодняшний день остается спорным.

До 2015 года многие автотранспортные предприятия избегали получения лицензии, принимая в штат врача с необходимой действующей лицензией. При возникновении споров суды, как правило, вставали на сторону организации (Постановление ФАС МО от 17.03.2010 г. № КА-А40/2021-1, ФАС СКО от 24.11.2010 г. № А53-6995/2010).

После вступления в силу Приказа № 835н правила проведения предрейсового медицинского осмотра водителей ужесточились. Теперь все работодатели, желающие проводить ПМО на своей территории, должны иметь лицензию (п. 8 Приказа от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»).

Читайте также  Карпет что это за материал

Читайте также:  Двигатель гудит но не вращается

Осуществляет выдачу лицензий территориальный орган Росздравнадзора или органы исполнительной власти субъектов РФ. Сначала оплачивается государственная пошлина за выдачу медицинской лицензии, заполняется заявление на получение лицензии. Этот документ является бессрочным и, при необходимости, позволяет оказывать услуги по проведению ПМО сторонним организациям.

2. С помощью привлеченной организации, которая имеет лицензию и работает по договору на проведение медицинских осмотров. Такими организациями могут выступать не только медучреждения (поликлиника, больница), но и частная организация, которая занимается исключительно медицинскими осмотрами.

Этот способ подходит для организаций с малым числом водителей, т.к. создавать и обслуживать подразделения для проведения предрейсовых медосмотров будет дорого. Преимуществами является то, что не нужно тратить силы и средства на лицензию, помещения, приборы, оборудование и заработную плату медицинских работников.

Для проведения осмотров заключается договор с медицинской организацией, у которой есть лицензия на проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров (ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В договоре на оказание медицинских услуг необходимо зафиксировать режим работы медработника и обязанности медицинской организации:

— обеспечивать методическое руководство и контроль за деятельностью медработника, ответственного за медосмотры водителей;

— повышать квалификацию медработника;

— предоставлять отчеты по результатам медосмотров, в установленные сроки;

— заполнять журнал медосмотров.

При проведении предрейсовых осмотров вне своей организации работодатель создает условия для того, чтобы водители посещали медицинское учреждение. Время прохождения медосмотра, а также время в пути до пункта его проведения и обратно включают в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, подп. «г» п. 15 приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей»).

3. С помощью самостоятельного получения предприятием лицензии на проведение медосмотров водителей. Это больше касается крупных автотранспортных предприятий, которые в любом случае несут определенные затраты из-за содержания медицинского кабинета и выплаты зарплаты сертифицированным специалистам. Благодаря приобретению лицензии они смогут оказывать услуги медицинского осмотра водителей для более мелких предприятий.

Предрейсовые медицинские осмотры относятся к медицинской деятельности, для которой необходима лицензия Росздравнадзора (постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Поэтому для своего медицинского подразделения работодатель обязан получить лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности).

Оснащение кабинета для предрейсовых медосмотров на предприятии

Медицинский кабинет работодатель оборудует по требованиям законодательства (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»). Помещение должно состоять не менее чем из двух комнат: одна — для проведения осмотров, вторая — для отбора биологических сред.

Помещение оснащают медицинскими приборами, оборудованием и мебелью. В частности, должны быть:

  1. Медицинская кушетка.
  2. Письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф.
  3. Прибор для определения артериального давления (2 шт.), термометры (3 шт.), стетофонендоскопы (2 шт.).
  4. Прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе (2 шт.).
  5. Алкометры (2 шт.), экспресс-тесты на алкоголь и наркотики.
  6. Столик для медицинского оборудования.
  7. Шпатели медицинские.
  8. Сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи.

Кроме этого, помещение должно быть обеспечено отоплением, освещением, водоснабжением, оборудовано средствами связи, соответствовать санитарным нормам.

Ответственность за нарушение правил предресового медосмотра

Законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей, являются нарушениями правил охраны труда. А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

Если водитель из-за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр. И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ. К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии. Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200 000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.

Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.

Согласно статье 11.32 КоАП РФ за нарушение правил проведения медосмотра водителей или за отсутствие осмотра предусмотрены следующие штрафы:

— для водителя — 1000–1500 рублей;

— для медработника, проводившего осмотр, — 2000–3000 рублей;

— для индивидуального предпринимателя или юридического лица — 30 000–50 000 рублей;

— для юридических лиц-организаций – от 110 до 130 тысяч рублей.

Следует отметить, что этот штраф должен быть наложен не инспектором ГИБДД, а должностным лицом, которое является сотрудником органов, осуществляющих надзор и контроль в здравоохранительной сфере.

Источник: autobryansk.info

СТО Тех-ервис