Мультиметр не работает прозвонка

Самостоятельно организовать и произвести ремонт мультиметра вполне по силам каждому пользователю, хорошо знакомому с азами электроники и электротехники. Но прежде чем приступать к такому ремонту необходимо попробовать разобраться с характером возникшего повреждения.

Визуально обнаруживаемые дефекты (заводской брак)

Проверить исправность прибора на начальной стадии ремонта удобнее всего путём осмотра его электронной схемы. Для данного случая разработаны следующие правила поиска неисправностей:

  • необходимо тщательно обследовать печатную плату мультиметра, на которой могут иметься хорошо различимые заводские недоработки и ошибки;
  • особое внимание должно уделяться наличию нежелательных замыканий и некачественной пайки, а также дефектам на выводах по краям платы (в районе подключения дисплея). Для ремонта придется применить пайку;
  • заводские ошибки чаще всего проявляются в том, что мультиметр показывает не то, что он должен по инструкции, в связи с чем его дисплей обследуется в первую очередь.

Если мультиметр выдает неправильные показания во всех режимах и микросхема IC1 нагревается, то надо осмотреть разъемы для проверки транзисторов. Если длинные выводы замкнулись, то ремонт будет заключаться всего-навсего в их размыкании.

В общей же сложности визуально определяемых неисправностей может набраться достаточное количество. С некоторыми из них вы можете ознакомиться в таблице и затем устранить своими руками. (по адресу: http://myfta.ru/articles/remont-multimetrov.) Перед ремонтом необходимо изучить схемы мультиметра, которая обычно дается в паспорте.

Проверка дисплея

Если хотят проверить исправность и провести ремонт индикатора мультиметра, то обычно прибегают к помощи дополнительного прибора, выдающего сигнал подходящей частоты и амплитуды (50-60 Гц и единицы вольт). При его отсутствии можно воспользоваться мультиметром типа M832 с функцией генерации прямоугольных импульсов (меандра).

Для диагностики и ремонта дисплея мультиметра необходимо вынуть рабочую плату из корпуса прибора и выбрать удобное для проверки контактов индикатора положение (экраном вверх).

После этого следует присоединить конец одного щупа к общему выводу исследуемого индикатора (он расположен в нижнем ряду, крайний слева), а другим концом поочередно прикасаться к сигнальным выводам дисплея.

При этом все его сегменты должны загораться один за другим согласно разводке сигнальных шин, с которой следует ознакомиться отдельно. Нормальное «срабатывание» проверяемых сегментов во всех режимах свидетельствует о том, что дисплей исправен.

Дополнительная информация. Указанная неисправность чаще всего проявляется в процессе эксплуатации цифрового мультиметра, в котором его измерительная часть выходит из строя и нуждается в ремонте крайне редко (при условии, что соблюдаются требования инструкции).

Последнее замечание касается лишь постоянных величин, при измерении которых мультиметр хорошо защищён по перегрузкам. Серьёзные затруднения с выявлением причин отказа прибора чаще всего встречаются при определении сопротивлений участка цепи и в режиме прозвонки.

Неполадки, связанные с проверкой сопротивлений

В данном режиме характерные неисправности, как правило, проявляются в измерительных диапазонах до 200 и до 2000 Ом. При попадании на вход постороннего напряжения, как правило, сгорают резисторы под обозначениями R5, R6, R10, R18, а также транзистор Q1. Кроме того, нередко пробивается и конденсатор C6. Последствия воздействия постороннего потенциала проявляются следующим образом:

  1. при полностью «выгоревшем» триоде Q1 при определении сопротивления мультиметр показывает одни нули;
  2. в случае неполного пробоя транзистора прибор с разомкнутыми концами должен показывать сопротивление его перехода.

Обратите внимание! В других режимах измерения этот транзистор замкнут накоротко и поэтому влияния на показания дисплея не оказывает.

При пробое C6 мультиметр не будет работать на измерительных пределах 20, 200 и 1000 Вольт (не исключён и вариант сильного занижения показания).

Если мультиметр постоянно пищит при прозвонке или молчит, то причиной может быть некачественная пайка выводов микросхемы IC2. Ремонт заключается в тщательной пайке.

Неполадки в АЦП

Обследование и ремонт неработающего мультиметра, неисправность которого не связана с уже рассмотренными случаями, рекомендуется начинать с проверки напряжения 3 Вольта на питающей шине АЦП. При этом в первую очередь необходимо убедиться в том, что отсутствует пробой между питающим выводом и общей клеммой преобразователя.

Пропадание элементов индикации на экране дисплея при наличии питающего преобразователь напряжения с большой долей вероятности свидетельствует о повреждении его схемы. Такой же вывод можно сделать и при выгорании значительного количества схемных элементов, расположенных поблизости от АЦП.

На практике этот узел «выгорает» лишь при попадании на его вход достаточно высокого напряжения (более 220 Вольт), что проявляется визуально в виде трещин в компаунде модуля.

Тестирование АЦП

Прежде чем говорить о ремонте, необходимо провести проверку. Простым способом тестирования АЦП на пригодность к дальнейшей эксплуатации является прозвонка его выводов с использованием заведомо исправного мультиметра того же класса. Отметим, что для такой проверки не подходит случай, когда второй мультиметр неправильно показывает результаты измерений.

Читайте также  Крышка бака форд транзит

Читайте также:  Как подключить айфон к elm327 bluetooth

При подготовке к работе прибор переводится в режим «прозвонки» диодов, а измерительный конец провода в красной изоляции подсоединяется к выводу микросхемы «минус питания». Вслед за этим чёрным щупом последовательно касаются каждой из её сигнальных ножек.

Так как на входах схемы имеются защитные диоды, включённые в обратном направлении, после подачи прямого напряжения от стороннего мультиметра они должны открыться.

Факт их открытия фиксируется на дисплее в виде падения напряжения на переходе полупроводникового элемента. Аналогично проверяется схема при подключении щупа в чёрной изоляции к контакту 1 (+ питания АЦП) с последующим касанием всех остальных выводов. При этом показания на экране дисплея должны быть такими же, как в первом случае.

При смене полярности подключения второго измерительного прибора его индикатор всегда показывает обрыв, поскольку входное сопротивление рабочей микросхемы достаточно велико.

При этом неисправными будут считаться выводы, в обоих случаях показывающие конечное значение сопротивления. Если при любом из описанных вариантов подключения мультиметр показывает обрыв – это с большой вероятностью свидетельствует о внутреннем обрыве схемы.

Возможен ли в таком случае ремонт?

Поскольку современные АЦП чаще всего выпускаются в интегральном исполнении (без корпуса), то заменить их редко кому удаётся. Так что если преобразователь сгорел, то починить мультиметр не удастся, ремонту он не подлежит.

Неполадки в круговом переключателе

Ремонт потребуется, если возникли неисправности, связанные с пропаданием контакта в круговом галетном переключателе. Это проявляется не только в том, что не включается мультиметр, но и в невозможности получить нормальное соединение без сильного нажатия на галетник. Объясняется это тем, что в дешёвых китайских мультиметрах контактные дорожки редко покрываются качественной смазкой, что приводит к их быстрому окислению.

При эксплуатации в пыльных условиях, например, они через какое-то время загрязняются и теряют контакт с переключающей планкой. Для ремонта этого узла мультиметра достаточно удалить из его корпуса печатную плату и протереть контактные дорожки ваткой, смоченной в спирте. Затем на них следует нанести тонкий слой качественного технического вазелина.

В заключении отметим, что при обнаружении заводских «непропаев» или замыканий контактов в мультиметре следует устранить эти недоработки, воспользовавшись низковольтным паяльником с хорошо отточенным жалом. В случае отсутствия полной уверенности в причине поломки прибора следует обратиться к специалисту по ремонту измерительной техники.

Один из самых востребованных, особенно в быту, режимов работы мультиметра – это «прозвонка». Именно с помощью этой функции можно найти, обрыв в электрической цепи или замыкание, а это, зачастую, позволяет быстро диагностировать и устранить неисправность.

Почему режим называется «прозвонка»

Проверить целостность цепи можно было и раньше, используя режим замера сопротивления — омметра. Главное же отличие прозвонки в том, что при замерах, если электрическая связь есть между тестируемыми участками то, дополнительно к показаниям на экране, раздаётся звуковой сигнал — зуммер, от сюда и возник термин прозвонка или прозвон.

Этот звуковой сигнал значительно ускоряет процесс проверки, вам не приходится отвлекаться, смотреть на экран, да и не всегда это удобно, а услышав зуммер (либо не услышав) вы уже знаете результат. Особенно это полезно при массовых замерах, например, при поиске в пучке проводов одного определенного.

Обозначение прозвонки на мультиметре

В одной из недавних статей – «Как пользоваться мультиметром», я уже рассказывал об основных режимах работы стандартного тестера, пределах измерений и способах тестирования, в частности и о функции прозвонки, которая имеет следующее обозначение:

Как видите, маркировка точно передаёт основной смысл этого режима, ведь она состоит из двух элементов – значка диода, который символизирует проверку и зуммера, обозначающего звуковой сигнал.

Принцип работы прозвонки

Для лучшего понимания, как именно мультиметр узнаёт есть ли обрыв в цепи или нет, я, общих чертах, опишу принцип работает этого режима.

Здесь всё предельно просто, принцип действия прозвонки, основан на всем известном законе Ома, главном правиле электрики и электротехники:

I = U / R , где I – Сил тока, U – Напряжение в сети, R — сопротивление

В каждом мультиметре имеется источник питания – батарейка или аккумулятор, с помощью них создаётся напряжение на проверяемом участке сети – подаётся ток и зная его характеристики – высчитывается результат.

Что показывает мультиметр при прозвонке

Мультиметр, при прозвонке, показывает вычисленную им величину падения напряжения в милливольтах в этой цепи.

Создаваемый же тестером ток, на проверяемом участке, величиной около 1 миллиампера, выбран так не случайно, так как падение напряжения в милливольтах в таком случае соответствует сопротивлению в Омах.

Читайте также  Какое моторное масло для уаз патриот лучше

Читайте также:  Можно ли списать машину без документов

Другими словами, при прозвонке электрических цепей или электроматериалов нам показывается величина падения напряжения, которая равна сопротивлению этого участка в Омах.

как пользоваться прозвонкой

Вот мы подошли к самому главному вопросу, как правильно прозванивать мультиметром:

Первое и самое главное правило: Прозванивать можно только полностью обесточенные цепи, ни в коем случае не проверяйте, например, целостность провода, который находится под напряжением.

Для большей наглядности, давайте рассмотрим, как пользоваться прозвонкой на самом простом примере – проверке куска провода:

Прозвонка мультиметром провода

1. Устанавливаем щупы в разъемы мультиметра:

— Красный щуп в гнездо V Ω mA

— Черный щуп в гнездо COM

2. Переводим колесо управления в режим прозвонки , который промаркирован соответствующим образом (значок диода и зуммера)
На экране, при этом, должна высветится единица.

3. Проверяем правильность работы мультиметра , соединяя контакты щупов, закоротив их.

Если прибор работает правильно, вы услышите звук зуммера, а на экране высветится значение близкое к нулю.

4. Прозваниваем провод . Прикладывая щупы мультиметра к его жилам с двух сторон, как показано на изображении ниже. Если проводник целый, то вы сразу же услышите звуковой сигнал зуммера, а показания на экране будут близкие к "0", например 0,001.

Если же жила провода повреждена и один из её концов не имеет электрической связи со вторым, то показания мультиметра не изменятся, будет высвечиваться «1» и звукового сигнала не будет.

Как видите, всё довольно просто, и вы, если у вас есть под рукой мультиметр, можете сами попробывать прозвонить, что-нибудь. Только я еще раз напомню – не перезванивайте под напряжением, даже под небольшим.

Что делать если у мультиметра нет режима прозвонки

У некоторых бюджетных электронных тестеров нет отдельного режима прозвонки со звуковым оповещением, но при этом проверить целостность цепи можно и ими, только это не так удобно.

Например, у достаточно популярной модели dt 830b, нет зуммера, но вот режим проверки диодов есть, можно воспользоваться им, наблюдая изменение показаний на экране. Щупы при этом подключаются так же, как описано выше в порты COM и V Ω mA.

Если показания при замерах на экране будут отличные от единицы – то электрическая связь на проверяемом участке есть. Проверить работоспособность этого способа можно соединив щупы, если все в порядке, то на экране должны появится нули.

В моделях мультиметров, где вообще нет никаких дополнительных функций, в частности в аналоговых приборах, прозвонить можно переключив регулятор в режим измерения сопротивления – омметра.

При этом выбирать необходимо самый минимальный доступный порог – например 50 Ом или 200 Ом. После чего измерять по обычной схеме, описанной выше, и смотреть за изменением показаний на экране – если изменения есть – цепь цела. Для домашних, бытовых условий, этого вполне достаточно, чтобы найти какой провод оборван, определить сгоревшую дорожку на плате и многое другое.

На этом у меня всё, на мой взгляд этой информации вполне достаточно, чтобы любой человек смог научиться прозванивать мультимтром, даже не делая этого никогда ранее. Если же у вас остались вопросы или есть здоровая критика, дополнения – обязательно пишите в комментариях к статье, кроме того подписывайтесь на нашу группу ВКОНТАКТЕ – следите за появлением новых материалов.

В следующих статьях мы поговорим о других полезных функциях и способах использования цифрового мультиметра в быту, определим фазу и ноль в розетке, измерим напряжение в сети и многое другое, оставайтесь с нами.

Всем доброго времени суток!

Пока мне не часто приходилось пользоваться мультиметром. Но сегодня обнаружилась неприятность. Он частично перестал работать. Работает прозвонка (пискля), но напряжение постоянное/переменное уже невозможно измерить. шкала тупо отображает в любых режимах 16.66. Возможно кто то уже сталкивался с подобной проблемой?

Мультиметр Digital DT9202A, на плате написано 9205A. Ничего сгоревшего неопытным взглядом на плате мультиметра нет. Щупы целы. Предохранитель цел.

Не охота его выбрасывать и ехать в город за 120 км в одну сторону только из-за мультиметра.

Смотрите также

Комментарии 24

Может просто батарейка сдохла?

Крона жива. Новую ставил. Эффекта нет. Но уже съездил в Ярославль. Купил новый, а этот пока более подробно не трогал.

120км за мультиметром? Эх, какая красота. Мечтаю свалить куда то в тундру, или в горы, подальше от цивилизации. Увы, современный мир никогда не позволит это сделать

В том то и дело что по направлениям, а не дорогам нет никакого желания ехать на такое расстояние за мультиметром, да и не прижало.

120км за мультиметром? Эх, какая красота. Мечтаю свалить куда то в тундру, или в горы, подальше от цивилизации. Увы, современный мир никогда не позволит это сделать

Читайте также  Внешние причины осевого сдвига ротора турбокомпрессора

Свалить куда то могут решиться только те кого ни что не держит в обычных условиях. Но опять же жить наедине с природой не просто. Особенно после привычного сельского/городсткого ритма жизни.

Читайте также:  Полировка кузова своими руками в домашних условиях

Была у меня похожая проблема, только с DT-830, он тоже отображал на экране сумбурные цифры.
После непродолжительных танцев с бубном вокруг "пациента", он был безжалостно распаян на детали. ((
Я думаю, это к контроллеру пришел писец, а значит, судьба этого тестера уже предрешена…

Жаль если так. Не раз он мне помогал. Куплю новый. а на этом пока потренируюсь мелкие smd компоненты паять.

Да, жаль. Тестер хороший и весьма функциональный.
Как вариант, можно еще проверить шлейф, прижимая его к экрану и плате на предмет потери контакта и кнопку "HOLD" на короткое замыкание, и если опасения не подтвердятся, то смело тренируйся с выпайкой SMD, прибору ты уже скорее всего ничем не поможешь. )

Во время прозвонки показания меняются. И при нажатии кнопки тоже. Но работает только прозвонка. Да я за сутки уже смирился с его потерей.

Пока не знаю какой взамен его куплю. Может подскажете какие модели лучше брать не из дорогих профессиональных? Этот то я наугад выбрал т.к. точно не знал все ли его функции буду использовать.

Если меняются, и прижим шлейфа к дисплею и плате ничего не дает, то скорее всего это контроллер гавкнул, так что правильно сделал, что смирился — тут больше ничего и не остается…
У меня DT-890, очень похож на твой. Лично мне он очень нравится и во всем меня устраивает, очень удобный и весьма функциональный — его бы и порекомендовал.
Но для повседневных потребностей вполне сойдет и более дешевая и простая серия — DT-830. Наверное, не ошибусь, если скажу что она самая ходовая у радиолюбителей — функционал несколько скуднее, зато он более компактный и его легко таскать с собой, да и в бардачке машины много места не займет. Есть и более навороченная и дорогая экзотика, но она уже скорее для профессионалов, нежели любителей.
В общем — решать тебе, если средства позволяют, то лучше, конечно DT890. )

Спасибо! Понял. Скорее всего DT-890 куплю. А с 9202А я лоханулся. Купил его за 550 в мелком отделе со всякой мелочевкой, а потом случайно обнаружили профильный магазин в котором такой же стоил 350.

Просто если сильно увлекусь радиолюбительством- не охота второй покупать только если какой то функции в первом не хватит.

Вот это верное решение. DT-890 включает в себя все те же функции, что и 9202, только плюсом еще может измерять емкость конденсаторов и температуру (отдельным датчиком).
А 550 — действительно дороговато, у нас можно DT-830 рублей за 150 найти.
Поэтому не хватай его сразу, в первом же месте где увидишь, а лучше сначала приценись по разным магазинам и бери там, где цена будет привлекательнее, ведь тебе вроде не к спеху этот прибор нужен.

Ага. Просто в ближайшем городке раньше не было никакого профессионального магазина. Да и не так часто в городке бываем. Вот и взял. А на магазин случайно наткнулись и решили зайти. А как зашел- сразу обалдел от увиденного.

В нашем поселке, где я живу, тоже подобных вещей не приобрести — приходится в город ездить. Но в любом случае я туда каждый день езжу на работу, так что купить подобные вещи для меня не проблема, и магазинов соответствующих вроде хватает. Но самые дешевые тестеры, как ни странно, встречаются в ларьках со всякой китайской потрепенью — лазерными указками, светодиодными фонариками и т.д. )

Да ценовую политику магазинов вообще трудно понять. Есть у нас в паре магазинов мультиметры за 750 рублей. Но в городке в специализированном магазине подобные видел за 150-200 рублей. Поэтому для себя считаю что у нас тут мультиметр вообще не продают.

Да тут и понимать-то, собственно, нечего. Каждый гнет цену так, как хочет, в то время как закупочная цена этого тестера где-нибудь в Китае — вообще копеечная.
Я бы сказал так: цена напрямую зависит лишь от жадности перекупщика. )

Наценка обратнопропорциональна совести владельца магазина 🙂

Совесть у них, как правило, вообще отсутствует, этим людям скорее характерна такая черта, как жадность. Она и является основополагающим фактором на пути к личному обогащению. ))

В конце этой недели или на следующей скорее всего поеду в Ярославль. Проверю там на месте влияние конкуренции и прочих факторов на ценообразование. а пока составляю список что нужно прикупить.

Источник: autobryansk.info

СТО Тех-ервис