Ваз 2109 термостат принцип работы

Пособие для автовладельца: принцип работы охлаждающего устройства в автомобиле, схема для ВАЗ 2107 (Жигули), 2114 (Лада Самара) и 2115. Как проверить его работу, видео.

Список содержания статьи:

  • Принцип работы термостата в автомобиле
  • Схема термостата ВАЗ 2107, 2114, 2115
  • Как правильно определить, что устройство находится в рабочем состоянии
  • Цена термостата для автомобиля

Термостат — это прибор системы охлаждения, который имеется во всех машинах (в стандартном варианте диаметром пять сантиметров, расположен между двигателем и радиатором), оснащённых системой охлаждения мотора с помощью жидкости.

Это прибор позволяющий поддерживать постоянную температуру двигателя за счёт работы терморегуляторов или же за счёт осуществления фазового перехода. Иногда можно увидеть термостаты с термоизоляцией, которая позволяет уменьшить потери тепла или холода. Самым распространённым, которым пользуются все, от мала до велика, является холодильник.

Термостат выполняет функцию блокировки радиатора от потоков охлаждающей жидкости (тосол), фактически давая двигателю время разогреется. Также такой простой механизм помогает уменьшить износ двигателя автомобиля. Он закрыт, пока температура мотора находится в норме, как только она достигает критической точки в пределах девяноста или девяноста пяти градусов Цельсия, то заслонка в термостате открывается и позволяет охлаждающей жидкости попасть в двигатель и нормализовать его температуру.

Понаблюдать за процессом работы устройства можно и в домашних условиях. Нужно просто поместить термостат в ёмкость, наполненную самой обыкновенной водой, и поставить на плиту подогреваться. По мере увеличения температуры воды в кастрюле Вы сможете увидеть, как на термостате открывается клапан, примерно на два сантиметра. Для проведения опыта лучше взять новый, а не снимать со своей или чьей-либо ещё машины.

Принцип работы термостата в автомобиле

Есть много факторов, которые могут стать причиной неполадок, но коррозия — наиболее частая. Когда клапан постоянно находится в открытом положении, то жидкость для охлаждения мотора всё время будет поступать в радиатор, прежде чем попасть в двигатель, а это значит, двигателю необходимо больше времени для достижения критической температуры. А когда клапан термостата постоянно закрыт, то двигатель не охлаждается и продолжает набирать температуру, соответственно, машина «закипает» и на ней нельзя продолжать двигаться, пока мотор не остынет. Специалисты и автомеханики рекомендуют автомобилистам менять старый на новый, приблизительно, каждые два года. Читайте, как менять термостат в автомобиле ВАЗ 2110—2111.

Схема термостата ВАЗ 2107, 2114, 2115

Как правильно определить, что устройство находится в рабочем состоянии?

Разогреваем двигатель до такой температуры, чтобы стрелка не достигала критического показателя, и выключаем его. Открываем капот, находим шланг сверху радиатора (резиновый шланг чёрного цвета, имеющий на конце металлический хомут) и такой же снизу. Затем очень аккуратно, они могут быть достаточно горячими, дотрагиваемся до них. Если один из них стал горячим, а другой по-прежнему холодный, и при этом датчик показывает высокую температуру двигателя, то это значит, что, скорее всего жидкость не попадает в двигатель, а задерживается в радиаторе, и нужно менять термостат на новый.

Читайте также  Как предъявить электронный полис осаго

Существует и ещё один способ проверки, больше известный как «народный». Он перекликается с тем «экспериментом», который был описан выше, для наблюдения процесса работы термостата, только в этот раз Вам придётся положить в ёмкость с водой термостат, в работоспособности которого Вы сомневаетесь, снятый с вашего автомобиля, а дальше процедура повторяется, по мере того как вода будет доходить до температуры 87–90 градусов клапан должен открыться, однако, если этого не произошло, то термостат уже непригодный для работы. Ещё стоит помнить, что у разных термостатов показатель критической температуры открывания клапана может быть разный, поэтому при покупке нового уточните это у продавца. Поскольку для водителя не секрет, что ставить в авто термостат, имеющий высокую температуру открывания клапана нельзя — двигатель не будет охлаждаться.

Читайте также:  Поставка на учет тс

Видео, проверка термостата ВАЗ 2101—2107 и Tama (Toyota):

Термостат автомобиля Ваз 2109 предназначен для поддержания температуры охлаждающей жидкости на уровне рабочей температуры 90 градусов.Термостат содержит термоэлемент, который срабатывает при температуре 87 градусов. Термостат Ваз 2109 регулирует циркуляцию охлаждающей жидкости системы охлаждения; как известно система охлаждения состоит из двух контуров: малый круг охлаждения и большой круг охлаждения. Малый круг — циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется в обход радиатора системы охлаждения: помпа гоняет охлаждающую жидкость только через головку блока цилиндров. Большой круг — когда помимо циркуляции через блок цилиндров двигателя, жидкость циркулирует через радиатор системы охлаждения.

Принцип работы термостата Ваз 2109

Другими словами, задача термостата Ваз 2109 — температура тосола меньше 87 градусов, большой круг охлаждения закрыт; температура тосола 87 градусов и более, большой круг охлаждения открывается. Большой круг охлаждения предназначен для исключения перегрева двигателя, когда термостат открыт, тосол циркулирует через радиатор и охлаждается.

Система охлаждения Ваз 2109

А как же проверить исправность термостата? Если Ваз 2109 перегревается, либо наоборот слишком долго греется, то проверка термостата обязательна. Основные неисправности термостата Ваз 2109 такие:
1) Циркуляция тосола только по малому кругу.То есть термостат не открывается и не пускает тосол на большой круг охлаждения. Как следствие двигатель перегревается.
2)Циркуляция тосола по большому кругу охлаждения постоянно. То есть термостат постоянно открыт и тосол циркулирует всегда и по большому и по малому кругу одновременно. Двигатель Ваз 2109 в таком случае греется долго и не прогревается до рабочей температуры.
1) Если двигатель Ваз 2109 перегревается то проверка термостата проводится следующим образом. Прогреваем двигатель Ваз 2109 до температуры 90 градусов и открываем капот. Трогаем шланги радиатора системы охлаждения: шланг от двигателя к радиатору должен быть горячий, шланг от радиатора
к термостату также должен быть горячий.

Трогаем шланги радиатора Ваз 2109

Причем они должны быть одинаковой температуры, так как при температуре тосола 90 градусов исправный термостат открыт и тосол циркулирует через него. Если шланг от двигателя горячий, а шланг к термостату холодный или чуть теплый -значит термостат неисправен, его термоэлемент не открывается и не обеспечивает циркуляцию тосола через радиатор системы охлаждения Ваз 2109.
Если оба шланга на радиатор горячие, а двигатель всеравно перегревается, то тогда необходимо проверить датчик включения вентилятора на радиаторе и помпу. То, что шланги горячие говорит от том, что термостат открылся, но двигатель перегревается, так как нет циркуляции тосола в системе охлаждения(неисправна помпа). Если помпа нормальная, но не включается вентилятор , либо неисправен вентилятор на радиаторе, то двигатель также может перегреться.
2)Если двигатель Ваз 2109 слишком долго греется, то проверка термостата производится следующим образом.
Прогреваем двигатель, до 90 градусов он конечно врядли нагреется,так что для проверки подойдет любая температура от 50 до 70 градусов.Открываем капот и трогаем шланги на радиатор.

Читайте также  Вакуумный усилитель тормозов уаз хантер

Читайте также:  Содержимое чипа не совпадает с буфером

Трогаем шланги радиатора

Шланг на радиатор от двигателя должен быть горячий, шланг от радиатора на термостат должен быть холодный. То, что шланг на термостат холодный,говорит о том, что термостат закрыт и исправен. Если оба шланга горячие, либо шланг на термостат теплый говорит о том, что термостат неисправен: он всегда пускает тосол на большой круг охлаждения, не давая двигателю прогреться до рабочей температуры.
Как видите, проверить термостат Ваз 2109 весьма просто, для этого не обязательно его снимать и нести домой, а там опускать в горячую воду. Поэтому проверка термостата Ваз 2109 без снятия проста и осуществляется очень быстро.
На Главную

Всем привет! Сегодня речь пойдет о наиболее частых причинах перегрева двигателя зубил. Я расскажу о своем опыте ремонта и эксплуатации автомобиля, поэтому в данной записи не будет тупого копирования текста. Прошу не судить строго, т.к. я не профессиональный автомеханик!
Основные причины перегрева:

1) Самая частая причина — это не работающий вентилятор охлаждающей жидкости.

Я думаю с принципом работы вентилятора ОЖ все знакомы — он принудительно остужает двигатель. Не работать он может по нескольким причинам:
1.1 Не работающий температурный датчик ОЖ.
1.2 Нет питания на датчик ОЖ
1.3 Не работает сам вентилятор ОЖ

ПРОВЕРКА ТЕМПЕРАТУРНОГО ДАТЧИКА
Итак если Вы видите что причиной перегрева двигателя является не включающийся вентилятор ОЖ, первым делом надо проверить приходит ли на него питание. Теперь включаем зажигание! У карбюраторных моделей 2109 датчик ОЖ находится на радиаторе. К нему приходят 2 провода и для того чтобы проверить есть ли на них питание просто закоротите их. Не пугайтесь, это включился вентилятор:)! Если же он не включился, то смотрите следующие пункты. На инжекторе же датчик находится рядом с термостатом, под воздушным фильтром. На него так же приходят 2 провода, но здесь в отличии от карбюратора не надо коротить провода между собой, достаточно просто вытащить колодку и включится вентилятор ОЖ. Если после данных действиях вентилятор не включается, можно выделить две причины — Нет питания; Есть питание, но не работает вентилятор. Чтобы окончательно убедиться в питании надо прозвонить контакты мультиметром либо контрольной лампой. Если питания нет, то прежде всего смотрим предохранитель, а так как + датчика ОЖ сидит на одном предохранителе с сигналом достаточно — просто нажать на гудок, но ведь и гудок может не работать ЭТО ЖЕ МАТЬ ЕГО ВАЗ:):) Просто смотрим предохранитель, если он цел идем по схеме и смотрим все контакты.
В том случае если питание есть, то просто подключаем вентилятор напрямую к плюсу и минусу АКБ — теперь то он должен включаться, не включился? Значит под замену вентилятор, либо попробовать отремонтировать:)

Читайте также  Амортизаторы на ниву 2131

Читайте также:  Сколько расход газа на 100 км

2) Вторая причина — отсутствие или недостаточная циркуляция охлаждающей жидкости!

2.1 Что-то с помпой. С ней может случиться что угодно:) Для проверки заводим двигатель, открываем капот, отвинчиваем крышку расширительного бачка и подгазовывая тросиком акселератора смотрим выбросы через обратный патрубок, если движение есть и тосол пузыриться, то с помпой скорее всего все нормально.

2.2 Воздушная пробка. На САМАРАХ обычно достаточно просто встать на пригорок мордой и с открытой крышкой погазовать.

3) Третья причина термостат!

Что такое термостат? Термоста́т — прибор для поддержания постоянной температуры (отрывок из википедии). Как известно или кому-то не известно, система охлаждения в автомобиле ваз 2109 состоит из малого и большого круга. До 87 градусов помпа качает тосол по малому кругу в обход радиатора ОЖ, после этой цифры включается термостат и тосол движется по большому кругу через радиатор. Так и создается необходимая рабочая температура двигателя. Если же перегреть движок (как это сделал Я), то есть шанс что термостат заклинит в одном из двух положений — либо на маленьком либо на маленьком и большом круге.

Проверка термостата:
Процедура проверки достаточно простая, как и всё на ВАЗе:) Если движок перегревается — необходимо его прогреть до 90 градусов и открыв капот прощупать патрубки, они должны быть примерно одинаковой температуры. У меня же нижний патрубок от радиатора был холодный, а верхний горячий — причина термостат заклинил на малом круге! Если же движок прогревается до рабочей температуры очень долго (или вообще не прогревается до неё), то термостат заклинил в обоих кругах циркуляции ОЖ и его тоже надо менять!

4) Четвертая причина это забитый грязью радиатор

Для того чтобы узнать забит ли радиатор необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры и потрогать его во всех местах:) Температура должна быть одинаково горячая, но не на одной из моих девяток такого не было! Внизу радиатор всегда был холоднее чем вверху, поэтому главное чтобы движок не испытывал дефицита охлаждения.

С причинами мы разобрались, теперь я расскажу Вам как поменять термостат. На инжекторе под воздушным фильтром, мне на удивление оказалось очень много места. На карбе же мешается трамблер, но снимать его не надо:)
Первым делом сливаем тосол, если не планируете его менять, то сливайте в ёмкость. Сливается он из двух дырок. Первая находится в нижнем углу радиатора (напротив генератора), вторая на двигателе чуть ниже свечи 4го цилиндра. Но тут уже карбюратор взял верх, так как на инже прямо над сливным отверствием расположен тот же трамблер:)Будто специально АВТОВАЗ решил поиздеваться над народом:) Вот что называется ГЕНИЙ автомобильной инженерии:):) Я не стал заморачиваться и не сливал тосол из движка… Откручиваем хомуты держащие термостат.

Источник: autobryansk.info

СТО Тех-ервис