Вентиляция металлического гаража для автомобиля

Правильно установленная принудительная или естественная вентиляция в металлическом гараже снизит риски коррозии, которые часто наблюдаются в гаражных боксах. На металлических стенках всегда образуется водный конденсат, а на крыше зимой появляется наледь, которая разрушает покрытие. Как недорого и быстро сделать хорошую вентиляцию в металлическом гараже?

Какой тип вентиляции выбрать

Тип вентиляции нужно выбирать, ориентируясь на особенности конструкции помещения, наличия погреба или смотровой ямы, варианта фундамента и варианта утепления и гидроизоляции покрытия пола в гараже. Вентиляция может быть трех видов:

  • естественная вентиляционная система – воздух с улицы через вентиляционные отверстия поступает в помещение и выводится вместе с влажными парами путем естественного сквозняка. Такая система хороша тем, что не требует наличия электросети и такую систему в металлическом гараже легко сделать самому;
  • принудительная вентиляция – надо устанавливать вентилятор, который и будет гонять воздух по гаражу. Постоянно использовать электрическую вентиляцию дорого, но, для боксов, которые установлены на земляном полу, и в которых ежедневно проводятся ремонтные работы, принудительная вентиляция необходима;
  • комбинированная вентиляция в гараже – оптимальное соотношение двух типов вентиляции металлического гаража. Автоматическая регулировка включения вентилятора помогает снизить расход электроэнергии и поддерживать в боксе необходимый процент влажности.

Если в гараже есть смотровая яма, то движение воздуха должно быть скорректировано с учетом этого пространства, в котором всегда наиболее высокая влажность.

Устройство естественной вентиляции в гараже

Естественная вентиляция железного гаража своими руками – это просто и недорого. Важно придерживаться основных принципов естественного воздухообмена в металлическом гараже:

  • надо располагать вытяжные отверстия так, чтобы поток воздуха попадал во все уголки помещения. Особое внимание смотровой яме;
  • объем свежего воздуха, который поступает в помещение, должен соответствовать объему, который из гаража выводится.

Средние показатели воздухообмена естественной вентиляции:

  • для хранения автомобиля – площадь гаража 20 м2 – воздухообмен 180 м3/ч, 60 м2 – 350 м2/час;
  • частые ремонтные работы в гараже и хранение автомобиля – 20 м2 – 200 м3/час, 60 м2 – 600 м3/час.

На практике сделать вентиляцию и расчет системы просто – 15 мм диаметра трубы соответствуют 1 метру квадратному площади гаража. Следовательно, для бокса, площадь 10 квадратов надо диаметр трубы – 150 мм, для 20 м2 – диаметр трубы – 300 мм.

Площадь всех вентиляционных отверстий для хорошего воздухообмена должна составлять 0,3 процента площади гаража – этого достаточно для стандартного металлического бокса.

Естественная вентиляция в гараже, как сделать правильно:

  • вытяжки располагаем по диагонали, на противоположных стенах гаража;
  • нижнее отверстие должно быть выше поверхности пола на 25 см;
  • верхнюю вытяжку можно установить в крыше или ниже балки перекрытия на 20 см;
  • старайтесь располагать верхнюю и нижнюю вытяжку так, чтобы поток воздуха проходил под автомобилем;
  • если на крыше установить вытяжную трубу, то тяга будет сильнее. Для стандартного небольшого гаража высота трубы – полметра, для большого металлического ангара – не менее 1,5 метра. Обязательно закрыть воздуховод грибком от дождя и сеткой от грызунов и насекомых.

  • для естественной вентиляции можно использовать недорогие жестяные трубы или пластиковые. Асбестоцемент надежней, но и стоит дороже. Прекрасное решение – гофрированная труба, такая труба легко обрезается по размерам и установить ее самостоятельно нетрудно;
  • вытяжные трубы должны быть утеплены, чтобы зимой в них не скапливался водяной конденсат. Утеплить можно рулонной минеральной ватой с фольгированным покрытием или установить на трубы задвижки шиберы. Зимой можно регулировать поток воздуха, открывая нижний приточный шибер, а потом и верхний;
  • важно над верхней и над нижней трубой снаружи установить небольшой козырек, чтобы вода не затекала внутрь гаража.

Обязательно вытяжные трубы надо закрыть решетками снаружи, чтобы в них не попадала грязь, мусор и не пролезали грызуны.

Вентиляция смотровой ямы

Схема установки труб в подвале

Для смотровой ямы и для погреба в гараже система вентиляции должна монтироваться с соблюдением следующих правил:

  • приточный воздуховод опускаем до полметра от уровня пола ямы, самая нижняя точка;
  • вторую, выводящую трубу, устанавливаем над кровлей гаража (высота трубы один метр над крышей).

По аналогичной схеме устанавливается и естественная вентиляция погреба, как показано на рисунке.

Вариант простейшей естественной вытяжки в металлическом гараже

Если нет желания устанавливать трубы, то простейшую систему вентиляции можно сделать за два часа:

  • определяем нужный диаметр двух приточных и одного вытяжного отверстий и их расположение;
  • дрелью сверлим в железной стене отверстия, диаметр сверла 10 мм;
  • красим просверленные отверстия водоотталкивающей краской из баллона. Сохнет сутки;
  • теперь закрываем вентиляцию снаружи обычными вентиляционными решетками по размеру;
  • решетки крепим на обычные болты с гайками.

На такую вентиляционную систему легко установить автоматическую электрическую вытяжку с таймером. Режим включения – по необходимости.

Как быстро проветрить гараж при ремонтных работах

Любой гаражник знает, что серьезные ремонтные работы по покраске и ремонту проводятся редко, поэтому монтаж дорогой вентиляции нецелесообразен. Как быстро проветрить гараж? Есть несколько простых и быстрых способов:

  • можно сделать в воротах или в стене отверстие по размеру выхлопной трубы. При ремонте на выхлопную трубку надеваем шланг и выводим его на улицу. Важно соблюдать герметичность соединения шланга и выхлопной трубы;
  • при покраске достаточно установить в гараже мощный вентилятор, высота установки 60 – 80 см.
Читайте также  MEGA MAN X - Взлом на Бустеры, Все оружие

Читайте также:  Какие машины собирают в черкесске

Если в гараже часто проводятся ремонтные и лакокрасочные работы, то нужна принудительная вентиляция.

Принудительная вентиляция

Схема принудительной вентиляции погреба и гаража

Принудительно свежий воздух можно подать в помещение при помощи двух методов:

  • приточная вентиляция – требует установки фильтров, обычного вентилятора средней мощности и, по необходимости, калорифера для нагрева, поступающего с улицы воздуха;
  • вытяжная вентиляция – на вытяжку устанавливают канальный или обычный вытяжной вентилятор.

Схема установки канального вентилятора

Какой вентилятор выгодней по стоимости и долговечности:

  • круглый или квадратный канальный вентилятор на вытяжку устанавливается в трубу вентиляционной системы. Работает тихо, если правильно сбалансировать вентилятор при монтаже, то проработает он долго. Преимущество канальных вентиляторов – в корпусе установлен электродвигатель, такая коробка легко врезается в любую трубу;
  • осевой вентилятор – монтируется в стену. Стоимость осевого вентилятора, в зависимости от мощности и возможности регулировки скорости вращения – от 3 до 9 тысяч рублей. Приобретая осевой вентилятор, обращайте внимание на диапазон температур эксплуатации оборудования.

Принудительная вентиляция гаража требует расхода электроэнергии, но идеальна для хорошего воздухообмена при частых ремонтных работах. Поэтому для частных металлических гаражных боксов лучшее решение – комбинация принудительной и естественной вентиляции.

Комбинированная вентиляционная система

Простая схема из пластиковых труб

В небольшом гараже можно сэкономить и сделать вентиляцию, скомбинировав принудительную и естественную системы. Комбинированная вентиляция может быть легко сделана своими руками из недорогих бытовых вентиляторов или старых кухонных вытяжек.

Такая система монтируется по простой схеме — на вытяжную трубу ставится вентилятор. Минус такой вентиляции – свежий воздух снаружи не прогревается и об отоплении помещения придется позаботиться отдельно.

Важно. При устройстве вентиляции любого типа в гараже старайтесь располагать вентиляционные отверстия дальше от запора ворот. Через вентиляционные каналы легко взломать ворота гаража.

Механическая вентиляция

Механический вентиляционный узел – дорогой, но надежный и удобный вариант. Подходит только для металлического гаража утепленного минеральной ватой или пенополистиролом с обшивкой, а также для утепленного погреба.

В приточную систему нагнетание свежего воздуха с улицы проходит через клапан против обледенения. В системе воздух нагревается и подается в помещение. Через верхнее вентиляционное отверстие при помощи вентилятора отработанный воздух выводится из гаража.

Автоматический регулятор скорости подачи воздуха и температуры позволяет регулировать расход электроэнергии и отключать обогрев. Есть автоматы, которые позволяют выставлять включение и выключение вентилятора по времени, что тоже очень удобно.

Правильно сделанная простейшая вентиляция и утепление пола позволит снизить влажность в металлическом гараже на пятьдесят процентов.

Думаю, что все, у кого есть металлический гараж, встречались с проблемой образования конденсата на крыше. Зимой это приводит к образованию ледяной корки, которая в свою очередь разрушает структуру краски и металла, а в другие сезоны конденсат активно стимулирует образование ржавчины. Самым эффективным средством борьбы с этим недугом считаю эффективную вентиляцию. По сему долго думал, что именно сделать, чтоб горячий воздух, скапливаясь вверху, не успевал конденсироваться на поверхности металла крыши.
Принято было решение сделать принудительную вентиляцию (вытяжку) вверху у входа, а с противоположной стороны внизу создать вентиляционные отверстия для натурального притока свежего «забортного» воздуха. Ниже нарисовал схему:

Мне потребовались:
— Решетки вентиляции – 3штуки (2шт 20см Х 20см и одна 15Х15);
— болтики, шайбы и гайки – 3мм;
— свёрла и дрель;
— краска для закрашивания мест сверления отверстий;
— электрическая вытяжка.

На данный момент высверлены все отверстия, на одной получилось 64 отверстия, на другой 72, на третьей (вытяжке) 68 отверстий. Вначале приходилось сверлить все отверстия самым маленьким сверлом, т.к. оно не съезжает с места (керна нет), а потом рассверливал большим сверлом. После все отверстия были прокрашены краской из баллончика. На следующий день металлические решетки закрепил на болты и гайки.
Смотрится всё достойно!

Недостаточная или неэффективная вентиляция гаража способствует образованию конденсата на агрегатах автомобиля. Выхлопные газы и испарения рабочих жидкостей делают гаражную атмосферу небезопасной для автовладельца.

Чтобы избежать перечисленных проблем, необходимо позаботиться о нормальной циркуляции воздухопотока. Тем более, что улучшение микроклимата в автомобильном боксе зачастую не требует особых инженерно-строительных навыков и значительных финансовых вливаний.

Мы подскажем вам, как рассчитать и сделать естественную вентиляцию гаража более эффективной, а также предложим альтернативные методы побуждения воздухообмена.

Особенности гаражной вентиляции

На заре автолюбительства машины нуждались в огороженном укрытии для выполнения текущего ремонта. Позже автомобили стали ценностью, требующей защиты от угона – надежного гаража с защищенным от проникновения периметром.

Опыт прежних поколений автовладельцев требует оберегать машину, хранить ее вгаражном боксе.

Но гараж хорош, если в нем имеется вентиляция. Заезжая на автостоянку после многокилометрового путешествия по дождливым и заснеженным трассам, автомобиль привозит с собой влагу. Помещение для машины традиционно невелико – влага быстро насыщает его атмосферу.

И если объем влажного воздуха в гараже не сменять 6 раз в час (лучше 10 раз), то авто непременно заржавеет.

СНиП 21-02-99 устанавливает зимнюю температуру хранения машины в размере +5 о С, если бокс отапливается. К слову, данный СНиП позволяет также не отапливать помещения гаража.

Читайте также  Масло для двигателя 5w30 синтетика

Читайте также:  Датчик давления системы охлаждения

Комфортная для автовладельца температура (например, +15 о С) в зимнем гараже «некомфортна» для машины из-за таяния наледи и снега, налипших на нее. Рациональнее придерживаться нормативных 5 о С.

Норматив воздухообмена в гараже устанавливается по ОНТП 01-91 в объеме от 150 м 3 /ч на каждое машиноместо. Внешне задача несложная – определить диаметр воздуховодов, выставить один на приточку, второй на вытяжку и обновление атмосферы происходит.

Однако в условиях холодного климата России приточно-вытяжную систему в помещении закрытой автостоянки нужно проектировать пристальнее.

Условия работы и расчет естественной вентиляции

Чтобы построенная своими руками вентиляция в гараже работала, схема ее должна учитывать объем смены воздуха, сезонные перепады температур и розу ветров.

Естественная вентиляция автомобильного бокса прямо зависит от таких параметров:

  1. Температурной разности воздуха внутри помещения и вне его. Атмосфера гаража должна быть горячее и поэтому легче наружного воздуха. Тогда тяжелый и свежий воздух будет проникать в гараж через приточный воздуховод самотеком, стремясь заместить менее плотный объем внутренней атмосферы.
  2. Разности давления между вертикальными позициями притока и вытяжки. Необходим перепад более 3 м между приточным вводом и вытяжным выводом воздуха.
  3. Давления перемещающейся воздушной массы (ветра). С наветренной стороны гаража устанавливается повышенное давление, с подветренной – пониженное. Необходимо поместить приточный воздуховод на стороне преобладающего направления ветра.

Игнорирование перечисленных условий приведет к полной неэффективности естественной вытяжки. Поэтому зимой следует установить в автомобильном боксе более высокую температуру по отношению к улице и уменьшить воздухообмен, регулируя степень открытия воздуховодов.

Летом требуется открыть приточно-вытяжные воздуховоды полностью, делая ставку на розу ветров.

Основной параметр воздухообмена – его кратность, т.е. число полных смен объема атмосферы в гараже «уличным» воздухом.

Зная нормированную кратность приточно-вытяжного воздухообмена (6-10 раз) и внутренний объем автомобильного бокса, необходимо вычислить потребление воздуха за час:

L=n•Vг, где

  • L – расход воздуха за час, м 3 /ч;
  • n – числовое значение норматива по кратности воздухообмена;
  • – воздушный объем гаража, м 3 .

Чтобы определить объем воздуха, вмещаемый гаражом, нужно перемножить его внутренние размеры ширины, длины и высоты.

Например, бокс шириной 4 м, длиной 6 и высотой 2,7 м вмещает Vг=4•6•2,7=64,8 м 3 . При выборе, скажем, семикратного воздухообмена за час такому гаражу потребуется L=7•64,8=453,6 м 3 .

Для подбора сечения воздуховодов приточки и вытяжки, полученное значение L следует округлить в сторону увеличения, добившись его кратности к 5.

Поэтому, полученное в нашем расчете значение расхода воздуха, необходимо увеличить до 455 м 3 , т.к. это число делится на 5 без остатка – 455:5=91.

Далее – смотрим изображение диаграммы диаметра воздуховодов и подбираем подходящий параметр.

Учитывая, что скорость воздуха в каналах естественной вентиляции составляет порядка 0,5-1 м/с, для рассчитанного выше «примерного» гаража необходимы круглые воздуховоды диаметром от 500 мм. Либо профилированные, с внутренним сечением от 450×500 мм.

Для улучшения воздушного притока можно установить на высоте до полуметра от пола гаража не трубу-воздуховод, а решетчатый воздухозаборник. Причем, его сечение должно быть вдвое-втрое большим, чем у вытяжной трубы. Вентиляция улучшится, но зимой автомобильный бокс промерзнет.

Необходимо оснастить приточную решетку и вытяжку сдвижными или съемными крышками, позволяющими уменьшать сечение воздухозаборника при потребности.

Обращаем внимание на последовательность частичного перекрытия вытяжного и приточного проемов – сначала приточка, затем вытяжка.

При этом важно, чтобы сечение вытяжной трубы не оказалось больше сечения приточного воздухозаборника – произойдет опрокидывание тяги. Поэтому при частичном закрытии приточного воздуховода следует обязательно уменьшить сечение вытяжной трубы.

Вытяжной воздуховод необходимо выводить строго вертикально и, по меньшей мере, на 500 мм над плоскостью гаражной кровли.

Над двухскатной крышей вытяжку необходимо поднимать на высоту, соответствующую близости к ней кровельного конька (см. схему на изображении).

Если в гаражном помещении устраивается смотровая яма для проведения ремонтов и погреб для хранения продуктов, то для вентиляции подземных помещений потребуется монтаж отдельных воздуховодов приточки и вытяжки.

Таким образом, необходима самостоятельная труба на подаче воздуха в погреб и вторая, вертикальная – на вытяжку.

Способы улучшения естественного вентилирования

Не применяя механические инструменты усиления воздухообмена, добиться стабильного обновления атмосферы в помещении гаража можно двумя способами – нагревом вытяжной трубы и установкой на ней дефлектора.

Прогрев вытяжного канала

Прогретый воздух легче холодных воздушных масс, поступающих через приточный воздухозаборник. Стремясь к наивысшей точке, он выходит через вытяжной вентканал, заменяясь свежим воздухом снаружи – давление внутренней (в гараже) и внешней (на улице) атмосфер должно сравняться.

Чтобы улучшить прогрев воздуха в верхнем слое атмосферы внутри холодного гаража, нужно выкрасить вытяжной канал черным. В итоге стенки воздуховода поглотят максимальное количество солнечной энергии и будут нагревать воздух внутри канала, побуждая его интенсивнее двигаться вверх.

Планируя естественную вентиляцию с учетом черного окраса, не следует осуществлять теплоизоляцию вентканала. Однако для метода «прогрев лампой накаливания» теплоизолировать вытяжной воздуховод крайне необходимо.

С осени в гараже становится холодно. Для автомобиля это не проблема, но для приточно-вытяжной вентиляции – очень плохо.

Если горячий двигатель первый час после заезда в бокс еще послужит источником тепла для воздуха, то спустя пару часов в неотапливаемом гараже установится температура, практически равная уличной. И естественная вентиляция перестанет действовать.

Читайте также  Где предохранитель на прикуриватель шевроле круз

Сохранить воздухообмен и предотвратить обледенение вытяжного канала (в нем будет накапливаться конденсат) позволит обычная 40 ваттная лампа накаливания.

Читайте также:  Наклейки на литые диски

Достаточно подвесить ее патрон под проемом вертикального канала вытяжки и оставить включенной. Тепла, генерируемого лампой, хватит для движения воздуха на скорости 0,2-0,4 м/с.

Причем канал воздуховода обязательно нужно обернуть теплоизоляционным материалом и убедиться, что в утеплитель не поступает влага. Тепла от лампы накаливания немного, на полную длину вытяжной трубы его может не хватить и воздух быстро остынет.

Заметим, что применение люминесцентных или светодиодных ламп улучшению воздухообмена не способствует – они генерируют значительно меньше тепловой энергии. Пригодны только лампы накаливания.

Установка вентиляционного дефлектора

Это устройство способствует увеличению вытяжной тяги до 20% без применения каких-либо механических приспособлений – за счет образования зоны низкого давления у оголовья воздуховода.

Основываясь на законе Бернулли, дефлекторы меняют движение потоков воздуха благодаря своей конструкции (сечению).

Ветер вынужден огибать изогнутый корпус дефлектора, что приводит к образованию миниатюрных зон относительного вакуума, побуждающих массу воздуха в трубе двигаться вверх.

Конструктивно вентиляционный дефлектор (на примере проекта ЦАГИ) состоит из таких элементов:

  1. Диффузора (стакана), имеющего форму усеченной конической трубы. Узкой стороной он одевается на вытяжную трубу. Способствует установлению разницы воздушного давления и усилению тяги.
  2. Колпака (зонта), предохраняющего канал воздуховода от проникновения летучего мусора и атмосферных осадков.
  3. Внешнего корпуса, имеющего цилиндрическую форму. Создает зоны низкого давления путем рассечения ветрового потока.

Тип дефлектора ЦАГИ широко используется для усиления естественной тяги вентиляционных труб в России. Наряду с ним известны тарельчатые, флюгерные, Н-образные и ротационные дефлекторы.

Кстати, отечественные вытяжки естественной вентиляции особенно часто оборудуются дефлектором Григоровича.

Эффективность работы вытяжных дефлекторов любой конструкции прямо связана с атмосферными условиями, а именно – наличием ветра.

То есть, при сильном ветре это устройство развивает максимальную тягу в системе естественной вентиляции, а при безветрии совершенно не работает.

Дефлектор способен не только улучшить тягу, но и предотвратить «закупорку» вытяжной трубы при сильных ветрах, преодолеть которые слаботочная естественная вентиляция не в силах.

Кроме того оборудованный дефлекторным устройством вентиляционный комплекс наиболее защищен от опрокидывания тяги.

Обращаем внимание на потребность поднятия оголовья вытяжки, оснащенной дефлектором, над плоскостью крыши на полметра и более. Действуют также условия расположения в части близости кровельного конька, рассмотренные на схеме выше.

Комбинированная вентиляция автомобильного бокса

Преимуществом объединения естественной вентиляции с маломощной механической системой является гарантированное обновление атмосферы гаража при любой погоде.

Ни безветрие, ни летняя жара не ослабляют работоспособность такого приточно-вытяжного комплекса.

Схема комбинированной вентиляции схожа полностью с устройством системы естественного воздухообмена. Применяется то же расположение приточного и вытяжного воздуховодов, то же сечение воздушных труб и дефлектор на верхнем конце вытяжного канала.

Одна разница – установка в полость вытяжного воздуховода осевого или центробежного вентилятора.

Мощность вентиляционной установки не должна превысить 100 Вт, этого достаточно. Встраивать вентилятор требуется в утепленный сегмент воздуховода, иначе в него поступит конденсат.

Для управления работой такого вентилятора пригодится электронный таймер, встроенный в переходник между электророзеткой и вилкой питания вытяжного устройства.

Держать вытяжной вентилятор длительно включенным невыгодно из-за его энергопотребления, да и необходимости в этом нет. К тому же зимой комбинированная вентиляция гаража окажется чересчур эффективна и сильно выстудит бокс.

Переходник с таймером позволит задать периодичность и длительность работы вентилятора в течение 24 часов и на несколько дней вперед.

Отметим, что при выборе достаточно мощной центробежной установки для вентиляции может потребоваться более крупное сечение для вытяжного воздуховода. Напоминаем, что выбор сечения проводящей воздух трубы зависит от скорости воздушного потока.

При недостаточном внутреннем диаметре вытяжка будет громко шуметь и плохо тянуть воздух.

Обустройство механической вентсистемы

Ее главное преимущество в независимости от природных факторов. Основных недостатков два: зависимость от электроэнергии; достаточно высокая стоимость. Приток воздуха и удаление отработанного воздушного объема выполняют центробежные вентиляторы.

В автомобильных боксах устанавливаются следующие системы механической вентиляции:

  • Модульные. Приточно-вытяжной комплекс собирается из нескольких самостоятельных блоков, обеспечивающих закачку и подготовку приточного воздуха, а также отвод загрязненной атмосферы. Такие модули работают независимо, для их совместной работы необходимы управляющие датчики.
  • Моноблочные. Каждый такой блок является завершенным устройством механической вентиляции, он отвечает за приточку и вытяжку одновременно. Среди моноблочных вентиляционных устройств экономичными считаются модели, снабженные рекуперационными пластинами. Рекуперация позволяет минимизировать энергозатраты на обогрев приточного воздуха.

Моноблочную механическую вентиляцию проще установить, подготовив единственное отверстие в стене гаража. Однако снабжающий воздухом комплекс, укомплектованный из необходимых модулей, является более производительным.

Свежий воздух перед поступлением в воздуховоды фильтруется и, в холодный сезон, нагревается. Его подача в помещение гаража ведется по воздушным каналам через забранные решетками отверстия, проделанные в полу или в стенах практически вровень с полом, а также в стенках смотровой ямы.

Забор отработанного воздуха происходит через вытяжную трубу, в канал которой установлен вентилятор достаточной мощности.

В крупных автобоксах, рассчитанных на несколько машин, вытяжку эффективнее выполнять через воздуховоды и при помощи канальной вентиляционной установки.

Организация временной вентиляции

Если в гараже предполагается выполнять ремонтные работы с выполнением сварки и покраски металлических деталей, требуется серьезная вытяжка, которой необязательно пользоваться постоянно.

Как соорудить систему для временного использования? Давайте рассмотрим один весьма интересный вариант:

Источник: autobryansk.info

СТО Тех-ервис