Как привязать кольца к удочке

Большинство современных удочек оборудуют пропускными элементами, сквозь которые продевается леска. Кольца отвечают за баланс снасти. Вдоль удилища, они создают определенную направленность лески от катушки к концу бланка и перераспределяют нагрузку по всей протяженности хлыста равномерно, сводя вероятность излома к минимуму. Также они облегчают работу со снастью и делают ее более удобной и отлаженной, не допуская провисания и запутывания лески вокруг бланка, повышают дальность заброса.

Описание конструкции

Пропускное кольцо состоит из рамки и вставки. Масса пропускных деталей имеет непосредственное влияние на хлыст. В идеале кольца должны иметь небольшую тяжесть. Поэтому эти детали производят из коррозиестойкого материала с небольшим удельным весом.

От предназначения удочки (манера вылавливания, характер воды, масса наживки) существуют разнотипные рамки и вставки.

Стальные кольца имеют множество отрицательных моментов: ржавеющие оправы, истирающиеся и раскалывающиеся вставки, трудность в полировании. Один плюс – они дешевые. Но и такая цена не стоит такого качества.

Рамки изготавливают из стали или титана (реже). Для титановых – используется новая форма углепластика, благодаря чему они являются более легкими на 30-40%. Титановые кольца обозначаются литерой Т. Они находят себе применение в таких моделях, как «Legend Elite (St. Croix)». Для существенного увеличения восприимчивости применяется методика плотного соединения титана и углепластика, к примеру, «Titanium 2000», в котором применяется стальная рамка «Fuji SiC».

Параметры рамки:

  • диаметр;
  • протяженность по горизонтали;
  • высота;
  • численность ног;
  • форма.

При изготовлении вставок используют металлокерамику с покрытием нитрида титана, карбида кремния, оксида алюминия и фарфора.

В наличии имеется 8 вариантов вставок: «Gold Cermet», SiC, «Alconate», «Hardloy», «Hard Ring», «O», «Hard».

Они различаются существенными характеристиками:

  • твердостью;
  • плотностью;
  • теплопроводностью;
  • прочностью на изгиб.

Сравнительные характеристики:

Для вставок из SiC фирмы «Fuji» характерно равномерное распределение теплоты по всему элементу. Такое свойство исключает нагревание в одном месте.

В «Gold Cermet» теплопроводимость меньше, но покрытие из нитрида титана довольно стойкое и прочность на изгиб более значительна, вдвое.

«Alconate», «Hardloy» обладают высокой твердостью, тем самым тяжелее, но меньшей теплопроводностью.

Типаж вставки каждого изготовителя различается благодаря цветовому оттенку, однако нужно удостовериться. Марка колец и тип вставки отмечены в журнале изготовителя спиннингов.

Разновидности пропускных колец

  1. BALZER SIC

SIC – со вставкой из карбида кремния. Отличительной чертой является невероятная прочность и износоустойчивость к нагрузкам и высоким температурам. Единственный недостаток — это их относительная хрупкость.

  • SIH – изготавливается из легкого, но прочного материала и рассчитан для удержания предельного веса.
  • LOW – специальный элемент, чтобы оградить шнур от перехлеста при забрасывании хлыста.
  • С керамической вставкой – рассчитано с целью блокирования шнура из монофильного материала
  • Как увеличить улов рыбы?

    За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:

    1. Активатор клева. Эта феромоновая добавка сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Голодная рыба».
    2. Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
    3. Приманки на основе феромонов.

    Конструкция кольца-тюльпана

    Остроконечный элемент закрепляют на вершине бланка. К этой детали приваривают рамку, это и есть кольцо-тюльпан. Он должен располагаться не под 90°, а под углом 110-125° по отношению к бланку. Такая позиция создает максимальную стойкость удилища к немалым нагрузкам в нижних зонах хлыста.

    Требования к кольцам

    • Отполированная поверхность.
    • Без трещин и сколов.
    • Неимение шершавости.
    • Твердая и чистая основа.
    • Прочность материала.

    Учитываемые параметры:

    Для эффективного и долгого использования удилища нужно его обезопасить.

    С приближением к концу бланка, промежуток между ними должен возрастать на 0,02 сантиметра. Правильное размещение позволит превратить спиннинг в надежную снасть.

    Замена пропускных колец

    Их нужно удалить или заменить при обнаружении изъяна (треснутая рамка, повреждения на вставке).

    Материалы

    Требуемые инструменты:

    • Новая деталь.
    • Заостренный нож.
    • Клейкая основа, которая быстро застывает.
    • Комплект клейстера на эпоксидной основе.
    • Капроновый шнур или плетеная нить (с минимальным диаметром).
    • Емкость для смешивания эпоксидного клея.
    • Прут.
    • Кисть (для равномерного распределения клейстера).

    Монтаж

    Теперь можно приступить к сборке:

    1. Место обвертывания кольцевого элемента нужно нагреть (можно с помощью фена), вследствие чего участок покрытия станет менее твердым. В случае если нагрев быстро охладел, его можно прогреть повторно. Если же покрытие не стало мягким, то попытки нагрева стоит оставить. Это связано с тем, что на данную поверхность нанесено вещество, отличающееся по структуре от эпоксидной основы.
    2. Удаление всего покрытия. Чтобы не испортить форму, нужно аккуратно острым лезвием произвести срез на поверхности лапки. Повторять процесс, до тех пор, пока не снимется вся обмотка.
    3. Исключить все оставшиеся частицы, не повреждая поверхность, можно при помощи деревянной или пластиковой основы.
    4. Заточить края ручки. Даст возможность с легкостью намотать шнур (по швейной номенклатуре толщина синтетической нити рекомендована №50). Процесс наматывания шнура происходит в две стадии: натяжение шнура и закрепление на хлысте (комфортней будет воспользоваться плотным картонным ящиком).
    5. Для достижения наилучшего натяжения, нужно пропустить нить сквозь плотность, например, пачку бумаги. Дабы не допустить разматывания катушки раньше срока, ее нужно поместить в любую емкость.
    6. Вследствие оборота элемента вокруг формы фиксируется шнур. Для надежности следует сделать перехлест и закрепить скотчем участок обмотки. Выполнять до тех пор, пока нитка достигнет конца.
    7. Когда леска начнет достигать вершины, примерно за 0,4 см, ее нужно положить за шнур. По завершениию обмотки зафиксировать нить и обрезать излишек.
    8. Продеть шнур сквозь петельку и закрепить. Остатки шнура срезать. Для исключения размотки нужно хорошо затянуть элемент.
    Читайте также  Brutal Street 2 - Взлом на Деньги

    Читайте также:  Какой размер резины на уаз буханка

    Правильная расстановка колец

    Кольца следует располагать по линии внутреннего шва на хлысте. Технологический шов можно найти, посмотрев на хлыст в поперечном разрезе. Слой его стенки разный, так что там, где видно утолщение стенки, находится шов. Несомненно, что именно по линии шва хлыст имеет максимальную жесткость и именно там должны располагаться пропускные детали. Это является одним из показателей качественного спиннинга.

    Правильно расставить кольца можно следующими способами:

    1. Традиционным способом – взять несколько деталей и образовать конусообразный тоннель. Передовой компонент служит фундаментом, а последний – верхушкой конструкции.
    2. Новый вариант – Конус сокращается. Первая деталь сдвигается к центру конструкции. Сквозь малые элементы пропускается основная леска.

    Специфичность расстановки – Прямолинейное расположение

    • В основном используется 6-7 элементов.
    • На дальность заброса наживки оказывает влияние количество колец. Дальность возрастает при их уменьшении. Проконтролировать верность установки или замены пропускных элементов можно следующим образом, а также выявить ошибки и неточности.
    • Собранную удочку нужно взять первой рукой вблизи тюльпана, а другой ниже на 35-45 см.
    • Следом, немножко изгибая кончик удилища, неторопливо оборачивать его вокруг своей оси.
    • Удилище, изогнутое по линии шва, начнет проскакивать и выбиваться из рук. В этот момент нужно, зафиксировав кончик удочки, взглянуть, как стоят пропускные элементы. Они могут быть в 3 положениях:
    • Их расположение строго сверху или снизу относительно хлыста. Это показывает на прекрасную сборку спиннинга с наибольшей жесткостью.
    • Они находятся строго сбоку под 90°, либо слева, либо справа. Это указывает на расположение по самой мягкой линии хлыста. Из этого следует либо удочка предназначена для более медленного строя, либо, если в маркировке указано как быстрый, то это говорит о небрежной сборке производителя.
    • Кольца считаются неправильно расстановленными, если они размещены хаотично. Последствием этого перемещение вершины бланка будет осуществляться по непонятной линии движения и невозможно будет выполнить безошибочные забросы на дальние расстояния. Хлыст сильно быстро будет деформироваться из-за действия скручивающих сил, например, при вываживании рыбы или изгиба даже при малых нагрузках. В определенный момент с активной рыбалкой удочка просто сломается за 4-6 недель.
  • Сделать акцент нужно и на пропускной элемент, который расположенное возле катушки. При его маленьком диаметре дальность заброса потерпит неудачу.
  • Как изготовить самостоятельно?

    Для изготовления детали самому требуется:

    На основании рамки зафиксировать вставку клейстером. Отшлифовать лапки основы и отполировать поверхность электродрелью для более устойчивой фиксации. Закрепить кольцо на хлысте.

    Особенности оледенения колец на зимней рыбалке

    Причинами заледенения являются:

    • Низкая температура (ниже 0°С).
    • Сильный морозный ветер.

    Существует несколько методов восстановления после заледенения:

    • Силиконовая смазка в виде аэрозольного варианта (повторить процесс еще раз спустя полтора часа).
    • Балзеровская или Комаровская мазь.
    • При отсутствии мази, кончик спиннинга нужно окунуть в воду на пару секунд.

    Советы и рекомендации

    • Нужно саморегулировать пламя, когда удаляется обмотка.
    • Во время крепления тюльпана, нужно обратить внимание на вставку и исключить ее поломку.
    • Выбирая тюльпан к своему удилищу, правильней всего взять удочку с собой. Если такой шанс, то при выборе нужно принимать во внимание промежуток в 0,02 см между элементами.
    • При покупке пропускных деталей стоит внимательно осматривать вставку, чтобы не было ни малейшей трещины, ни скола. Можно провести по ним пальцами, вы сразу ощутите присутствующий дефект.
    • Клей для фиксирования кольцевых элементов нужно выбирать качественный.
    • Рамку со вставкой SiC естественного черного цвета стали можно покрасить, но время и усилия, потраченные на этот процесс, не стоят полученных достижений.
    • Чтобы отполировать самостоятельно детали, нужно смазать их пастой ГОИ или алмазной пастой, на палочку, прикрепленную к дрели, приклеить кожу и таким образом в течение 5-10 минут отполировывать каждое кольцо.
    • При выборе тюльпана и пропускных колец стоит отнестись довольно серьезно, так как на кону стоит не только дорогостоящая оснастка, но и результат вываживания крупной рыбы.

    Группа рыболовов на допросе раскрыла название секретной приманки.

    Установка пропу­скных колец, они служат для пропуска лески от катушки к вершинке удилища, не дают ей провисать и рассредоточивают нагрузку от веса рыбы по всей длине удили­ща. Кольца должны быть легки­ми, прочными, с хорошо отполи­рованной внутренней поверхно­стью, чтобы без трения пропус­кать лесу.

    Особенно важна правильная установка пропускных колец при самостоятельной оснаске нового удилища.

    Делаются пропускные колца из стальной или латунной проволо­ки, фарфора, минерала агата, пластмассы, других материалов и в большом ассортименте про­даются в спортивных магазинах. Наиболее надежны (но дороги) кольца из агата и стальные хро­мированные. Кольцо, предназна­ченное для установки на вершин­ку удилища, называется конце­вым и имеет форму «тюльпана», то есть снабжено боковыми стойками, предохраняющими его от захлеста лесы.

    Вопрос о том, сколько пропу­скных колец ставить на удилище, не имеет однозначного ответа. Но практика показывает: поставишь много — нарушишь строй снасти, леска при движении бу­дет испытывать повышенное тре­ние. Мало поставишь — и того хуже: леска станет провисать в пролетах, парусить на ветру, от­дельные участки удилища будут неравномерно нагруженными.

    Для двухметровых удилищ нор­мальной упругости можно счи­тать достаточным 3—4 кольца; для удилищ длиной от 2-х до 3-х метров — 4—5 колец; длиной 3—4 метра — 5—6 колец. Более точное число колец определяет­ся с учетом качеств, строя и на­значения каждого конкретного удилища.

    Пропускные кольца

    Зато нет спора среди рыбаков о том, где устанавливать кольца. Для определения мест крепле­ния применяется довольно прос­той метод. В предполагаемыхточках кольца временно (так, чтобы их было можно передви­нуть) приматывают ниткой. Про­девают через них лесу и к сво­бодному ее концу подвешивают груз от 100 граммов до 1 кило­грамма (в зависимости от мощ­ности удилища). Затем ставят удилище под углом 45 градусов и, передвигая кольца, добивают­ся, чтобы все прогибы между кольцами были равны, то есть расстояние от ствола удилища до натянувшейся между кольцами лески (просвет) было одинако­вым во всех пролетах (а1 = а2 = = а3 = = а4). Первое кольцо реко­мендуется ставить в 90 см от ка­тушки.
    Когда точки установки определятся окончательно, кольца закрепляют: лапки приматывают к удилищу шелковой или капро­новой нитью, а обмотку покрывают лаком.

    Читайте также  На заднем сиденье автомобиля

    Читайте также:  Клип на рено меган 2

    Установка пропускных колец

    Аккуратную и надежную об­мотку можно выполнить следую­щим способом: рядом с лапкой (параллельно ей) кладется ко­нец нитки и приматывается к удилищу вместе с лапкой; перед последними четырьмя-пятью оборотами нитки под нее под­кладывается небольшая нитяная или из тонкой мягкой проволоки петелька и также приматывается к удилищу; затем конец нитки, которой делалась обмотка, про­пускается через петельку и с ее помощью утягивается под об­мотку. Замечено, что нитки на­матываются лучше и потом дер­жат кольцо крепче, если их пред­варительно намочить в воде. После того, как обмотка высох­нет, ее покрывают нитролаком.

    Несколько сложней обстоят дела с монтажом телескопиче­ской удочки. Мотовильце и ка­тушку на «телескопе» монтируют по тем же принципам, что и на других удилищах. Правда, ручку для катушки тут сооружать не надо, так как комлевая трубка «телескопа», как правило, имеет достаточную для этого толщину. А вот кольца к серединам трубок не примотаешь — удилище в та­ком случае не сложится.

    Есть два решения проблемы. Первое — купить в магазине съемные пропускные кольца. Они легки, удобны, с помощью небольших подкладок изоленты их можно установить в любой рассчитанной точке. Но… они очень непрочны. Леска их проти­рает чуть ли не за одну рыбалку, а ломаются они от малейшего случайного удара или задева.

    Съемные пропускные кольца

    Второе — кольца, сделанные из булавок, поставить на верх­ние концы трубок. Хотя у этого способа имеются существенные недостатки, например, нагрузка от веса пойманной рыбы не будет распределена достаточно равно­мерно по всему удилищу, да и не сложишь его полностью в поход­ное положение, однако многие рыбаки предпочитают именно такую примотку колец к «теле­скопу». Почему?

    Компактность снасти нарушается незначитель­но, а вот приводится в рабочее состояние она очень быстро. Для этого достаточно катушку снять с тормоза и руками вытя­нуть одну за другой все трубки (начиная с верхней) до упора. Если удочка оборудована мотовильцем, с него предварительно снимают запас лески на две дли­ны удилища.

    Кольца из булавок

    У средних размеров «англий­ской» булавки кусачками отсе­кают зажимное устройство. Ос­тавшиеся усики у основания спи­рали и перпендикулярно ей от­гибают на 90 градусов в разные стороны и расплющивают: так они будут лучше сидеть на уди­лище. У концевого кольца (тюль­пана) лапки для примотки заги­бают в одну сторону. Также в одну сторону надо загибать лап­ки у колец, предназначающихся для телескопического удилища. Их тогда можно поставить на самые концы трубок, отчего собранная снасть будет ком­пактной.

    Мечта рыболова — телескопи­ческое удилище с полой вершин­кой: ему не нужны никакие про­пускные кольца! Леска в таком удилище помещается внутри, а ее рабочий конец выходит нару­жу через осевое отверстие вер­шинки. Легка, изящна такая снасть. Рыболов избавлен от лишнего веса (нет колец с при­моткой), леска не «парусит» на ветру, нагрузка от пойманной рыбы распределяется ровно по всей длине удилища.

    Существуют два способа за­правки лески внутрь удилища. Поскольку дело это далеко не простое, следует строго придер­живаться разработанных техно­логий!

    Способ первый. В резиновом (пластмассовом) колпачке, ко­торым закрывают низ комлевой трубки, нагретым шилом (гвоздем) проделывают по центру от­верстие диаметром 2—2,5 мм. Сматывают с катушки (мотовильца) часть лески в полторы- две длины одного колена, проде­вают ее в отверстие колпачка, а затем пропускают через самую тонкую (центральную) трубку удилища. Для удобства в работе эту трубку лучше вынуть из ос­тальных, а потом вставить уже с заправленной леской. Пропу­щенную через вершинку удили­ща леску необходимо закрепить, чтобы она не выскользнула об­ратно. Затем собрать колена, колпачком плотно закрыть ко­мель — и снасть готова к даль­нейшему снаряжению (можно подвешивать поплавок, грузило, провязывать поводки с крючка­ми).

    Способы заправки лески в телескопическое удилище: а — первый, б — второй

    Леску, особенно тонкую, по­рой бывает трудно протолкнуть через вершинку удилища — она скручивается и не идет. Облег­чить эту операцию помогает не­сложное приспособление — «гибкая игла». Берется тонкий (0,7—0,8 мм) отрезок медной или латунной проволоки (он должен быть на 20—25 см длин­нее комлевого колена) и на од­ном его конце проделывается ушко. В это ушко (как нитка в иголку) вставляется рабочий ко­нец лески, затем «гибкая игла» пропускается с широкого конца через центральную (с вершин­кой) трубку удилища и вытяги­вает за собой леску.

    «Гибкую иглу» необходимо хранить и иметь на рыбалке: не­большая проволочная бухточка на катушке из пенопласта не в тягость, а без этого приспособ­ления леску, особенно мокрую, в удилище не заправишь.

    Надо сказать, что изложенный выше способ заправки лески имеет серьезный недостаток: при вываживании рыбы леска идет не прямо на катушку, а работает «на излом». Это создает допол­нительное сопротивление, леска быстро истирается о стенки кол­пачка. Избежать этого можно, если заправлять леску иначе.

    Способ второй. Комлевую трубку освобождают от всех ос­тальных трубок. Сантиметрах в 25—30 выше прикрепленной ка­тушки (или места, куда должна устанавливаться съемная катуш­ка) в стенке комлевой (самой широкой) трубки проделывают небольшое (3—4 мм в длину) овальное отверстие. Смотанную с катушки часть лески продева­ют в это отверстие и выводят… в сторону комля. После этого леску с помощью «гибкой иглы» заправляют, как и первым спосо­бом в центральную (вершинную) трубку. Затем удилище собира­ют, следя за тем, чтобы леску не зажало между трубок.

    Читайте также  Какое зажигание поставить на урал

    Читайте также:  Оформить осаго на 3 месяца

    При таком способе заправки леска оказывается даже на двой­ном «изломе»: от катушки идет вверх, после отверстия поворачивает вниз, затем по централь­ному колену опять идет вверх. Но такой зигзаг не страшен. Лес­ка будет «на изломе» лишь в не­рабочем состоянии удилища. Стоит его расправить на всю длину, как леска выпрямится и будет ходить по трубкам также свободно, как по пропускным кольцам.

    При пользовании снастью с заправленной внутрь леской сле­дует помнить и о таком правиле: после ловли удочку надо склады­вать, начиная с вершинного ко­лена, при этом постоянно при­держивая леску, чтобы она не попала между стенок и не закли­нила трубки.

    Во время ремонта удилищ очень часто приходится заменять и пропускные кольца, в большей степени «тюльпан». Необходимость такого ремонта возникает из-за того, что плетенка пропиливает твердую вставку кольца, а сколы вставки и трещины могут возникнуть при ударе во время транспортировки удилища или при случайном ударе кольца о камень или борт лодки.

    Замену пропускных колец удилища, вполне можно сделать самостоятельно имея под рукой простой набор инструментов и необходимых материалов для ремонта.

    Чтобы обнаружить скол на вставке пропускного кольца необходимо внимательно осмотреть все кольца и «тюльпан» с помощью увеличительного стекла. Трещину на кольце заметить несколько труднее. Такой дефект можно обнаружить с помощью тонкого острого кончика ножа. Для чего надо осторожно провести им по внутренней стороне вставки каждого кольца: лезвие ножа обязательно зацепится на трещине или пропиле от лески. После осмотра и определения дефектов, можно приступать к ремонту.

    Ремонт (замена) пропускных колец и «тюльпана» удилища

    Дефектное концевое кольцо «тюльпан» можно снять без повреждения декоративной обмотки. Для замены «тюльпана» его трубку нужно аккуратно и несильно нагреть зажигалкой или электропаяльником и удалить с бланка, потянув за разогнутую канцелярскую скрепку (см. рис.1), вставленную в рамку кольца (не во вставку!).

    Чтобы заменить примотанные пропускные кольца, их приходится срезать острым ножом, удаляя обмотку вместе с лаком. Лезвие при этом должно двигаться по лапке кольца, а не по бланку (2), в противном случае можно «зарезать» углеволокно и повредить бланк.

    Новый «тюльпан» проще всего приклеить «суперклеем». При этом нужно выровнять проходное отверстие нового «тюльпана» строго по оси остальных колец на колене.

    Для временной фиксации кольца с лапкой, которая будет в дальнейшем покрыта обмоткой, стоит воспользоваться кусочком бумажной клейкой ленты (см. рис.3), которую потом удаляют. Приматывать пропускные кольца к бланку нужно капроновой нитью, желательно подобранной под цвет фирменной. Не используйте нитки хлопчатобумажные и из ацетатного шелка: первые непрочны и обрываются при натяжении (к тому же они темнеют под лаком и дают не убираемый лакировкой ворс), а вторые растворяются покрывным лаком-фиксативом, который содержит ацетон.

    Примотку кольца начинайте на бланке, отступив от конца лапки на 3-5 мм. Закрепив конец нити двумя-тремя оборотами (4), вращайте бланк от себя двумя руками, натягивая нить и укладывая виток к витку. Чтобы обеспечить равномерное усилие натяжения нити, пропустите ее между страницами старого толстого журнала, положите его на табурет или стул и сядьте сверху. Катушку с ниткой положите в чистую стеклянную банку на полу – так нитка не запутается, и катушка не «убежит» при намотке.

    Не доходя до конца обмотки 3-4 мм, подложите под нить отрезок «плетенки» диаметром 0,15 мм и длиной 15-20 см, сложив его вдвое (5). Закончив обмотку, обрежьте нить с небольшим запасом, конец ее вставьте в петлю «плетенки» и, придерживая пальцами обмотку, вытяните конец нити наружу (6), после чего аккуратно обрежьте ее (7). Готовую обмотку кольца покройте бесцветным лаком-фиксативом (можно использовать лак для ногтей (8)), заглаживая обмотку пальцами, а после его высыхания (через 30-40 минут) – эпоксидным клеем (9). Когда «эпоксидка» отвердеет, новая обмотка кольца будет практически неотличима от фирменной (10).

    Точно так же делаются обмотки и на других местах бланка. Например, полезно поставить обмотку на тех его участках, где лак поврежден до углеволокна, или для укрепления наружной поверхности стыка колен (стычной трубки).

    Замена колец телескопического удилища

    На телескопических удилищах от случайных ударов страдает не только «тюльпан», но и следующее за ним пропускное кольцо (11). Если для замены найти точно такое же кольцо не удается, его можно заменить обычным кольцом с лапкой, только нужно подобрать одинаковое со штатным по внутреннему диаметру вставки и по высоте (расстояние от центра вставки до бланка).

    Дефектное кольцо удаляют так же, как и «тюльпан», – с помощью зажигалки, его посадочное место на бланке зачищают от остатков клея лезвием острого ножа. Новое пропускное кольцо устанавливают точно по месту старого, для фиксации его на бланке удобно воспользоваться клеем «Супер-Момент». Наносить клей нужно только на одну склеиваемую поверхность (12)! После примотки и покрытия лаком новое кольцо будет полностью функционально (13), при этом общий строй удилища за счет уменьшения массы кольца может ощутимо улучшиться.

    Нелишне напомнить, что любую поломку проще не допустить, чем тратить время, силы, а подчас и денежные средства на устранение ее последствий.

    Источник: autobryansk.info

    СТО Тех-ервис