Категории тракторных прав 2018

Навигация по статье
  1. Всё о современных правах на трактора и самоходные машины
  2. Права тракториста-машиниста сейчас: актуальные изменения
  3. Об истории тракторных прав
  4. Начало
  5. Права на трактор в брежневские времена
  6. Современные категории и подкатегории удостоверения тракториста-машиниста
  7. Нужны ли права для управления минитрактором, мотоблоком с телегой, квадроциклом?
  8. Конкретные примеры популярных тракторов и самоходных машин по категориям
  9. Условия выдачи тракторных прав
  10. Категории и подкатегории прав тракториста-машиниста: расшифровка
  11. Разряды трактористов-машинистов: что важно уметь
  12. Условия выдачи водительских прав на трактора по категориям
  13. Порядок аттестации: как успешно сдать экзамены
  14. Этапы экзаменационного процесса
  15. Теоретический этап
  16. Практический этап
  17. Видео-практикум: как сдать экзамен успешно
  18. Типы тракторов и их предназначение
  19. Категории тракторных прав
  20. Возраст получения тракторных прав

Всё о современных правах на трактора и самоходные машины

Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.

Права тракториста-машиниста сейчас: актуальные изменения

Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.

Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.

Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.

Об истории тракторных прав

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Начало

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории».

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

Права на трактор в брежневские времена

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа «МТЗ-80», «Т-40»; гусеничных «ДТ-75»; и комбайнов «СК-5 Нива». Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с «Кировцем» на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – «ДТ-20»). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Читайте также  Как узнать чистоту автомобиля

Читайте также:  Какие документы нужны чтобы восстановить водительские права

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до 1,4 тягового класса («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией (комбайны «Нива» и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

Современные категории и подкатегории удостоверения тракториста-машиниста

Ныне установлено 6 категорий плюс 4 подкатегории, чётко разделяющие тракторные права по видам техники.

  • А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.

С подкатегориями:

I – для мототранспортных средств-внедорожников;

II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);

III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;

IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).

  • В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
  • С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
  • Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
  • F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.

Нужны ли права для управления минитрактором, мотоблоком с телегой, квадроциклом?

Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?

Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.

Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.

Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.

К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.

То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.

Конкретные примеры популярных тракторов и самоходных машин по категориям

Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.

  • А- I: Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
  • А- II: Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4×4» (на УАЗовском шасси).
  • А- III: Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).

  • А- IV: Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
  • В: Минитрактора «Русич», «Уралец» и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор «Т-25 Владимирец». Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
  • С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы «ЭО-2621» («Петушок»), «JCB 3СХ». Дизельные складские вилочные погрузчики.

  • D: Трактора «Кировец К-744», «МТЗ-3522», «КамАЗ ХТХ-215».
  • Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «ВТ-150», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
  • F: Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.

Условия выдачи тракторных прав

Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:

  • в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
  • в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
  • в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
  • в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
  • в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.

Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.

Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.

Читайте также  Грунтовка для железа под покраску

Читайте также:  Что лучше рено сандеро дастер

Самоходные транспортные средства требуют от водителя особых навыков и знаний. Процедура получения удостоверения, дающего разрешение на управление такими ТС, существенно отличается от оформления автомобильных водительских прав. Журнал «Автоконсультация» разобрался, какая категория прав нужна на трактор, а также как и где выдается заветная корочка.

Категории и подкатегории прав тракториста-машиниста: расшифровка

Модернизация самоходных машин (СМ) повысила их функциональность и производительность. Сегодня это сложные механизмы, для эффективного управления которыми требуются багаж знаний и отточенные навыки, только при наличии которых водитель допускается за руль. Его квалификация подтверждается наличием прав на трактор соответствующей категории или подкатегории, для обозначения которых приняты латинские буквы и цифры. Необходимая категория прав определяется характеристиками управляемой СМ:

  • Категория А. Сюда относятся ТС, конструктивные особенности которых не позволяют развивать скорость свыше 50 км/ч или предназначенные для передвижения вне автодорог общего назначения.
  • Подкатегория А1. Самоходный мототранспорт с максимальной скоростью, не превышающей 50 км/ч или не предназначенные для движения по автодорогам общего пользования. Типичными представителями таких ТС являются мотосани, болотоходы и другие мотовездеходы.
  • Подкатегория А2. Внедорожные автотранспортные СМ, с количеством посадочных мест до 8 включая водительское, максимальная разрешенная масса которых составляет менее 3,5 т. В эту подкатегорию отнесены вездеходы.
  • Подкатегория А3. Внедорожные автотранспортные СМ, максимальная разрешенная масса которых превышает 3,5 т. В эту подкатегорию отнесены карьерные самосвалы и вездеходы спец. назначения.
  • Подкатегория А4. Внедорожные автотранспортные СМ с количеством посадочных мест больше 8, включая водительское. Перронные и вахтовые автобусы являются типичными представителями этой подкатегории.
  • Категория В. СМ, оснащенные двигателем мощностью меньше 27,5 кВт на колесном или гусеничном ходу. Права на трактор категории В дают открывают водителю допуск к работе с коммунально-уборочной техникой и миниэкскаваторами.
  • Категория С. СМ только на колесном ходу, оснащенные моторами с диапазоном мощности 27,5-110,3 кВт. После получения корочки, тракторист-машинист с правами категории С получает возможность работать на тракторах, экскаваторных погрузчиках.
  • Категория D. СМ только на колесном ходу, оснащенные двигателями мощностью, превышающей показатель 110,3 кВт. Сюда отнесены пневмоколесные краны и тракторы указанных характеристик.
  • Категория E. СМ только на гусеничном ходу, оснащенные двигателем, мощность которого превышает 27,5 кВт.
  • Категория F. Сюда отнесена самоходная сельхозтехника (комбайны, зернопогрузчики и пр.)
  • В этой графе указываются ограничения и информация, касающиеся управления СМ. Здесь может быть обозначена необходимость использовать средства для коррекции зрения, стаж, группа крови и пр.

    Разряды трактористов-машинистов: что важно уметь

    Аттестация трактористов-машинистов проводится с учетом того, к какой категории относится трактор, управление которым предстоит. Кроме того, в ходе экзаменов инспектор присваивает разряд, соответствующий навыкам экзаменуемого:

    • 2-й разряд. Дает право на самостоятельный ремонт погрузочных и самозахватывающих механизмов, но управление СМ допускается только под контролем опытного тракториста.
    • 3-й разряд. Дает право на самостоятельное управление грузозахватывающими механизмами, осуществление погрузочных работ, сервис тракторных механизмов.
    • 4-й разряд. Машинисты с этим разрядом имеют право на самостоятельное проведение работ по подъему, перемещению и складированию грузов, при условии, что СМ оснащена двигателем мощностью меньше 100 л. с.
    • 5-й разряд. Открывает доступ к управлению самоходным транспортом, мощность двигателя которого превышает 100 л. с. Также его необходимо получать операторам экскаваторов, скреперов и бульдозеров меньшей мощности.
    • 6-й разряд. Обязателен для управления тракторами-экскаваторами, бульдозерами а также другими СМ с мощностью, превышающей 200 л. с.

    Для присвоения высокого разряда следует отлично подготовиться к сдаче экзаменационной программы, состоящей из практической и теоретической части.

    Условия выдачи водительских прав на трактора по категориям

    Этот документ выдается не в Госавтоинспекции, как стандартное водительское удостоверение, а в Гостехнадзоре. Разрешается подавать документы в подразделения по месту регистрации экзаменуемого. Для проведения аттестации на тракториста-машиниста, вне зависимости от выбранной категории прав, необходимо предоставить в региональное подразделение:

    • заявление установленного образца;
    • паспорт или дублирующее его удостоверение личности;
    • действительное заключение медицинской комиссии с допуском к получению требуемой категории прав на трактор;
    • сертификат об окончании обучения в аккредитованном учебном центре или выданные ранее права с истекшим сроком действия;
    • водительское удостоверение (при наличии);
    • 2 фото на матовой фотобумаге формата 3Х4, если в подразделении Гостехнадзора не предусмотрено фотографирование;
    • Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины.

    Кроме общих положений, существуют отдельные нормы допуска к каждой категории прав тракториста-машиниста:

    • Подкатегория А1 доступна только водителям, достигшим 16 лет.
    • Подкатегория А2 требует 1 года стажа автомобильной категории В и возраста не младше 19 лет.
    • Подкатегория А3 выдается после 1 года стажа автомобильных прав категории С и возраста старше 19 лет.
    • Подкатегория А4 доступна лицам старше 22 лет, имеющим 1 год стажа вождения ТС автомобильной категории D.
    • Категории В, С, Е, F доступны лицам старше 17 лет, даже не имеющим стажа автовождения.
    • Категория D выдается лицам старше 18 лет, без опыта автовождения.

    Претенденты на права подкатегории А1 и категории В не обязаны проходить специализированное обучение. Разрешена самостоятельная подготовка с последующей сдачей экзаменов на общих основаниях.

    Порядок аттестации: как успешно сдать экзамены

    После подачи пакета документов в региональное подразделение Госинспекции по надзору за техсостоянием СМ, назначается дата проведения экзамена, состоящего из трех последовательных этапов.

    Этапы экзаменационного процесса

    В зависимости от требуемой категории, претенденту предстоит пройти следующие этапы:

    • Теоретическая часть по правилам и нормам безопасной эксплуатации СМ для аттестующихся на все категории, за исключением F.
    • Теоретическая часть по правилам и нормам безопасной эксплуатации СМ, сельхозтехники и оборудования для претендентов на категорию F.
    • Теоретическая часть по знанию ПДД.
    • Практическая часть с контролем навыков управления, соблюдения ПДД, а также правил и норм безопасности в ходе эксплуатации самоходной техники.

    Теоретический этап

    Кандидатам предстоит доказать свои знания в следующих сферах:

    • Правила управления и агрегатирования тракторов или другой техники, в зависимости от того, какая категория прав будет открыта.
    • Законодательные нормы, регламентирующие безопасность жизни, здоровья и окружающей среды в ходе эксплуатации СМ, а также предусмотренная законодательством ответственность в случае их несоблюдения.
    • Факторов аварийности и травматизма в работе тракториста-машиниста.
    • Методики оказания первичной медицинской помощи (остановка кровотечений, иммобилизация, противошоковые мероприятия).
    • ПДД, а также законодательная ответственность в случае их несоблюдения.

    В случае неудовлетворительных результатов проверки теоретических знаний, экзамен можно сдать повторно. На качественную подготовку отводится неделя, и до ее истечения вторая попытка не разрешается. На подтверждение своих знаний дается 3 попытки, после чего придется повторно проходить обучение. Экзаменуемые не имеют права перейти к практической части до получения отметки о сдаче теории. Положительный результат теоретического экзамена остается действительным на протяжении ближайших 3 месяцев.

    Практический этап

    Практическая часть состоит из двух последовательных этапов. Для начала экзаменуемый демонстрирует знания и навыки на закрытой площадки, а затем – на специально спланированном маршруте, имитирующем реальные эксплуатационные условия.

    В пределах трактородрома проверяются следующие навыки:

    • умение трогаться с места на рельефе с уклоном;
    • маневр разворота на ограниченной площадке;
    • маневр парковки задним ходом в ангар;
    • для экзаменуемых на категории B, C, D и Е – парковка задним ходом в ангар СМ с прицепом;
    • агрегатирование СМ с прицепом;
    • экзаменуемым на категории B, C, D и Е – СМ с навесной машиной;
    • торможение в различных скоростных режимах.

    На проходящем по реальному маршруту этапе проверяется соблюдение ПДД, применение знаний по безопасной эксплуатации самоходных ТС, способность к грамотной оценке дорожной ситуации, правильность и скорость реакции на нее.

    Видео-практикум: как сдать экзамен успешно

    В видео-уроке советы дает человек, на своем опыте проверивший, каким навыками должен обладать претендент на получение подкатегории А1:

    Став обладателем прав тракториста-машиниста помните, что в случае их лишения вернуть документ можно будет только повторно сдав теоретическую часть экзамена. Если же поводом для лишения стало управление самоходной машиной в состоянии алкогольного опьянения, придется вновь проходить медкомиссию.

    Управление трактором, как представителем группы самоходных машин, требует особых навыков и получения соответствующего удостоверения. При этом следует понимать, что тракторные права имеют несколько категорий. В зависимости от таковых варьируется как возраст допуска к управлению, так и конкретный вид транспортного средства, к вождению которого гражданин получает доступ.

    Типы тракторов и их предназначение

    Трактор относится к группе самоходных транспортных средств, включающей машины, предназначенные для следующей деятельности:

    • сельскохозяйственные работы – основное предназначение данной группы;
    • промышленные;
    • землеройные;
    • дорожно-строительные и другие.

    Иными словами, в группу входят различные виды экскаваторов, погрузчиков, снегоуборочных машин, бульдозеров, снегоходов и прочей спецтехники.

    В свою очередь тракторы подразделяются на следующие типы:

    • гусеничные, используемые для деятельности в сельском хозяйстве;
    • колесные, применяемые для работ в черте города, в частности, на асфальтированных дорогах.

    Указанные виды самоходных машин объединены одним признаком – возможностью управления только при действующем свидетельстве тракториста-машиниста.

    Категории тракторных прав

    Категории прав предназначены для разграничения возможностей машиниста в сфере управления спецтехникой.

    Перечень видов тракторных прав, прежде всего, включает категорию «A». Сюда входят автомототранспортные средства перемещения, не предназначенные для разъездов по дорогам общего пользования или же обладающие максимальной скоростью движения не более 50км/ч.

    Категория «A» подразделяется на следующие подтипы:

    1. A1 (I) – мототранспортные внедорожники. Например, болотоходы, снегоболотоходы и другие.
    2. A2 (II) – внедорожный транспорт с допустимой грузовой массой меньше 3,5 тонн и суммой сидячих мест не больше 8, не считая кресла водителя. Под эту категорию попадают вездеходы.
    3. A3 (III) – внедорожники, максимум разрешенной массы грузов которых больше 3,5 тонн. Например, карьерные самосвалы и прочие вездеходы специального предназначения.
    4. A4 (IV) – внедорожники, отведенные под перевозку граждан и обладающие более чем 8 местами для пассажиров, не включая сидение водителя. Сюда относятся вахтовые либо перронные автобусы.

    Остальные категории прав этой группы:

    • «B» — специализированные колесные агрегаты и гусеничные спецмашины, где мощность двигателя не превосходит 25,7 кВт;
    • «C» — спецмашины колесного типа, мощь двигателя которых варьируется от 27,5 до 110,3 кВт;
    • «D» — колесный самоходный спецтранспорт с мощью выше 110,3 кВт;
    • «E» — гусеничная спецтехника, где двигатель обладает мощностью выше 25,7 кВт;
    • «F» — спецмашины для сельскохозяйственной деятельности.

    Важно уточнить, что обладание машинистом удостоверением одного типа не дает человеку возможность управлять самоходной машиной другой категории этой группы и наоборот.

    Возраст получения тракторных прав

    Получать права на управление самоходного транспорта возможно на основании следующих факторов:

    • с 16 лет – A1;
    • с 17 лет – B, C, E, F;
    • с 18 лет – D;
    • с 19 лет –А2, А3;
    • с 22 лет –A4.

    С 2015 года отменено самостоятельное обучение вождению самоходных машин. Сейчас пройти подготовку и сдать тестирование возможно только в управлении ГосТехНадзора.

    На видео о сдаче экзамена на тракторные права

    Категории тракторных прав предполагают разграничение возможностей для управления самоходными машинами. Иными словами, водитель, обладающий удостоверением одной категории, не имеет доступа к управлению прочими видами техники. Кроме того, от вида транспортного средства зависит также возраст обучения и сдачи экзамена на права.

    ВКонтакте:

    Источник: autobryansk.info

    Читайте также  Вальватроник на бмв что это
    СТО Тех-ервис